Законодательство в области ECM и актуальные тренды развития рынка СЭД

31.12.2010

2010 год оказался весьма значимым для отрасли ECM в плане законодательства. В частности, этой осенью был принят долгожданный ГОСТ, определяющий требования к формату, составу и содержанию электронного сообщения, а также формату обмена электронными документами. Следующим шагом в законодательстве логически ожидается принятие законопроекта по ЭЦП, который сейчас находится в стадии разработки. В числе того, что уже принесло свои плоды, стоит отметить работу правительства в области межведомственного электронного взаимодействия. Ниже представлены мнения экспертов и игроков российского рынка СЭД по вопросам отраслевого законодательства, а также их размышления об актуальных рыночных трендах и перспективах развития направления СЭД в 2011 году.

ГОСТ «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» как метод формирования «полотна» единого документного пространства

ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» утверждён 26 октября 2010 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Объектом стандартизации является электронное сообщение, пересылаемое между системами управления документами в процессе информационного взаимодействия. Стандарт устанавливает формат, состав и содержание электронного сообщения, обеспечивающего информационное взаимодействие систем управления документами.

Что даёт принятие данного стандарта? «Значение этого ГОСТа велико для всей системы электронного документооборота и проекта «электронного правительства». Он закладывает основы термина «электронное сообщение», что позволяет определить его формат, состав и содержание. Это, в свою очередь, позволит унифицировать информационное взаимодействие между различными системами управления документами, ускорить принятие решений, сократить управленческие расходы, быстрее ввести в полном объёме систему «электронного правительства», – комментирует аналитик ИХ «Финам» Татьяна Земцова. «Очень важное решение для отрасли электронных коммуникаций – это составляющая часть межведомственного электронного взаимодействия», – соглашается заместитель генерального директора ООО «КроСистем» Олег Павлов.

Разработку стандарта вели компания «Электронные офисные системы (проектирование и внедрение)», «Гильдия специалистов в области информатики и управления документацией» и «Научно-Технологический Центр ИРМ». За основу взял стандарт, разработанный в 2004 году рабочей группой под руководством Гильдии. Как отметила ведущий эксперт по управлению документацией ООО «Электронные офисные системы (проектирование и внедрение)», член РОО «Гильдия специалистов в области информатики и управления документацией» и ARMA International Наталья Храмцовская, уже известны случаи, когда этот стандарт (ещё как стандарт Гильдии) успешно использовался для налаживания взаимодействия между системами разных производителей. «Думается, он ещё принесёт пользу. Однако его значение, на мой взгляд, куда больше в том плане, что это «первая ласточка» по части привлечения коммерческих организаций, действующих в сфере автоматизации документооборота, к созданию современных национальных стандартов, которых остро не хватает, – считает Наталья Храмцовская. – Это очень важно, поскольку соответствующие государственные учреждения самостоятельно справиться с проблемами в области стандартизации сейчас не в силах, ввиду недостаточного финансирования и нехватки специалистов высшей квалификации. Можно надеяться, что в ближайшее время вслед за этим стандартом появятся и другие полезные для отрасли документы».

Развитие законодательства в сфере СЭД, поддержка стандартов разработчиками – всё это необходимо, считают игроки рынка, для того чтобы эти шаги принесли свои плоды.

«Само по себе наличие подобного стандарта – безусловно, позитивный сигнал рынку. Однако это только один из шагов на пути формирования инфраструктуры – как законодательной, так и организационно-технической для создания полноценной среды электронного взаимодействия, – замечает генеральный директор компании «ДоксВижн» Владимир Андреев. – Мы, безусловно, поддержим данный стандарт в нашей платформе, благо, это не требует каких-либо существенных затрат с нашей стороны. Но хотелось бы отметить, что для успешного развития данного направления необходима поддержка его независимыми разработчиками, чтобы стандарт де-юре превратился в стандарт де-факто. Это возможно как в случае активного развития самого стандарта (в текущей версии это лишь начальный уровень), так и развития инфраструктуры средств EDI и соответствующей законодательной базы».
 
«ГОСТ, прежде всего, рассматривается как возможная ступенька на пути установления полнофункционального обмена между различными СЭД, особенно СЭД российской разработки – в первую очередь, это актуально именно для них. Вот только, учитывая положения федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», требования, представленные в данном стандарте, носят только рекомендательный характер, но не обязательный. Так что любой производитель СЭД не обязан следовать изложенным в нем правилам», – отмечает старший аналитик департамента технологий информационного менеджмента компании «АйТи» Николай Зельниченко.

Межведомственное электронное взаимодействие. Что сделано, чего ожидать

Вопрос взаимодействия различных СЭД, важной ступенью для построения которого является принятый ГОСТ, особенно актуален в области межведомственного электронного взаимодействия, которое, в свою очередь, является одной из важнейших составляющих проекта «Электронное правительство». Сложность организации межведомственного взаимодействия заключалась в том, что различные ведомства используют различные СЭД, между которыми необходимы было установить взаимопонимание. Ответом на этот вопрос стала схема защищенного обмена информацией на базе почтовой системы МЭДО ФОИВ, где информация переводится из стандарта МЭДО в стандарт данной конкретной СЭД. В 2009 году стартовал пилотный проект по реализации МЭДО между Аппаратом Правительства РФ и ФОИВ. На сегодняшний день система МЭДО, курируемая Федеральной службой охраны, уже находится в опытной эксплуатации, и, согласно последним программным документам, к концу 2011 к ней будет подключено более половины, а к 2013 году – все федеральные ведомства.

Грубо говоря, система МЭДО на данный момент передаёт документы из одной СЭД в другую. Как отмечают эксперты рынка, на данном этапе её возможности не позволяют решать много других задач. «Проблема заключается в том, что, на самом деле, правительственный МЭДО решает очень узкий класс задач взаимодействия федеральных структур верхнего уровня, но при этом у общества создается иллюзия, что речь идет о каком-то комплексном проекте автоматизации общения госструктур. Мы должны четко понять и сказать, что данный проект МЭДО не решает вопросы общий спектр вопросов межорганизационного взаимодействия», – подчеркнул обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

Владимир Андреев предполагает, в каком направлении может развиваться проект МЭДО в дальнейшем: «Проект МЭДО в текущей конфигурации реализует лишь начальную задачу – обеспечение надежного защищенного транспорта с квитированием регистрации документов. Мы не можем обсуждать конкретные планы в силу отсутствия информации, но, очевидно, проект может развиваться во многих направлениях: например, создания единого адресного и справочного пространства, расширения «степени связи» ведомственных СЭДО (например, удаленный контроль исполнения), подключения к контуру МЭДО других органов государственного управления и государственных предприятий, а также расширения номенклатуры и специализации типов обрабатываемых документов. В перспективе, при надлежащем управлении, данный проект может стать двигателем развития межведомственного электронного документооборота в государственном, а возможно, и не только, секторе. Мы в свою очередь, как заинтересованная сторона, активно участвуем  в формировании предложений по возможностям развития проекта».

В идеале целью работ над межведомственным электронным взаимодействием должна стать система, которая позволит реализовать полноценный электронный документооборот и работу с такими документами в масштабах всего государства. В связи с этим ведутся работы над более масштабным проектом системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Что сделано на данный момент? ОАО «Ростелеком» ввело в эксплуатацию испытательный стенд для тестирования системы. Минкомсвязи в трёхмесячный срок, согласно постановлению Правительства РФ от 8 сентября 2010 года № 697, должно обеспечить введение единой системы межведомственного электронного взаимодействия в эксплуатацию; утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечить их публикацию в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». «Можно ожидать, что в 2011 году продолжится работа по дальнейшему внедрению системы в остальных регионах страны, её более «тонкая» настройка, исправление выявленных ошибок», – предполагает Татьяна Земцова.

Эксперты рынка также отмечают ряд проблем, которые сопровождают процесс перехода на межведомственный электронный документооборот. «Решение вопросов межведомственного электронного взаимодействия, на мой взгляд, проходит недостаточно быстро, – считает Олег Павлов. – Это оказывает негативное воздействие на оперативность принятия решений, в том числе, на межведомственном уровне. В условиях России это просто жизненно важно». Также Олег Павлов отмечает, что одной из основных проблем, которые не позволяли переходить на межведомственное электронное взаимодействие – это устаревшая нормативная база и отсутствие единых стандартов к электронному сообщению. «Основная задача, на мой взгляд, это приведение законодательства в соответствии с современными тенденциями в области электронных коммуникаций и его повсеместное применение. Основная трудность, опять же, на мой взгляд, – это обеспечение пользователей линиями связи и доступа к Интернету, как одному из каналов доставки информации. У нас большая страна и районы, где нет даже телефонной связи, еще встречаются», – добавляет г-н Павлов.

«Активность» вокруг системы межведомственного электронного взаимодействия есть, но наряду с полезными шагами, есть и определённая суета, и бессмысленные шаги, – отмечает Татьяна Земцова. – В частности, достаточно трудно идёт согласование между ведомствами форм документов, нарушаются сроки ответов, зачастую запрашивается дополнительная информация, которая не имеет отношения к делу и лишь тормозит принятие решений».

Что касается электронного взаимодействия между коммерческими организациями, то к тестовой версии СМЭВ уже подключены ряд банков, крупных частных компаний. Кроме того, как отметил Владимир Андреев, коммерческие организации предпринимают шаги в виде создания проприетарных систем обмена электронными документами для различных целей.

Электронное правительство: регионы в авангарде


Говоря о построении электронного правительства, эксперты рынка отмечают, что работа в данной области ведётся весьма активно, и особенно отмечают роль в регионов в этом процессе. «Работа по созданию электронного правительства продвигается вполне успешно, – комментирует  Татьяна Земцова. – Большая часть федеральной составляющей уже создана. Сейчас основной упор сделан на создание электронных правительств в регионах, и там работа ведётся достаточно активно». Как известно, «Ростелеком» назначен единственным исполнителем работ по внедрению и эксплуатации федеральной части проекта электронного правительства, и теперь он ведёт работу по интеграции аналогичных региональных проектов с федеральной частью электронного правительства. На сегодняшний день около 30 регионов подписали соответствующие соглашения и порядка 10 регионов уже реализуют с оператором пилотные проекты. Часть регионов ведёт собственные разработки, часть предпочитает использовать инфраструктуру «Ростелекома». «Если говорить о перспективах, то в 2011 году основная работа по внедрению электронного правительства будет происходить в регионах и заключаться она будет в переводе услуг, предоставляемых регионом, в электронный вид, создании уже работающих сервисов для населения и в сопряжении региональной инфраструктуры электронного правительства с федеральной», – добавляет Татьяна Земцова.

«Активность регионов явно растет, – отмечает Андрей Колесов. – В ряде субъектов федерации идут интересные комплексные проекты. Отрадно, что появляются проекты по межрегиональному взаимодействию».

«Что касается региональных органов власти, то во многих из них сейчас идет активная автоматизация электронного документооборота, в частности, и на платформе DocsVision, – комментирует Владимир Андреев. – На муниципальном уровне такие проекты пока являются единичными и проходят в крупных муниципалитетах миллионных городов. Средние и малые муниципальные образования сейчас в основном автоматизируют порталы, на которых оказывают населению услуги в электронной форме. Несмотря на то, что пока эти услуги, как правило, заканчиваются сбором заявлений с их последующей ручной обработкой, однако даже такой уровень сильно продвинул муниципальные ИТ в понимании необходимости автоматизации электронных регламентов и документооборота. Таких проектов появляется все больше».

Наталья Храмцовская отмечает, что ряд регионов идёт существенно впереди федерального правительства, как в плане внедрения электронных услуг, так и в плане разработки законодательно-нормативной базы электронного правительства, хотя есть отстающие регионы. «К сожалению, решения в передовых регионах разные, что дополнительно усложняет создание электронного правительства в масштабах всей страны», – сетует Наталья Храмцовская.

Какие регионы наиболее эффективно ведут работу в данной области? «Все очень сильно зависит от конкретного региона, от конкретного губернатора и его команды, – отмечает эксперт-аналитик «КОРУС Консалтинг» Павел Житнюк. – Например, в Кировской области, где руководит молодая либеральная команда Никиты Белых, ведутся очень интересные работы, например, по информатизации здравоохранения. Неплохо обстоят дела в Калининградской области. Но повторюсь, это все зависит от конкретных людей, которые понимают роль ИТ-процессов в современной жизни и не готовы отставать. Вместе с тем их инициативы все равно будут тормозиться в силу общей неготовности всех госструктур к эффективному межведомственному взаимодействию и отставанию законодательной базы».

«Регионы, по крайней мере, наиболее успешные – Татарстан, Башкирия, Москва, Мособласть и т. п., давно начали эту работу, но каждый по-своему, обособленно. Теперь нужно эти разнородные «куски» сшивать в единое «полотно» общероссийского госдокументооборота и госуслуг», – комментирует директор ООО «ИнфоИнжиниринг» Рустам Гайнутдинов и добавляет, что способом такого сшивания «кусков» и формирования «полотна» единого документного пространства является принятие ГОСТа «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению».

Однако не все эксперты едины в положительной оценке работы по созданию электронного правительства. «По оценке Президента, работа над проектом «электронное правительство» ведется неэффективно. Наверное, этой оценки достаточно для того, чтобы сделать вывод», – категорично заявляет заместитель Олег Павлов.

«Мы видим, что в этой сфере происходят позитивные изменения, которым способствуют  инициативы высшего руководства страны и достаточно высокий уровень ИТ-инфраструктуры государственных учреждений. Но говорить о том, что все идет по намеченному плану, к сожалению, нельзя, – также отмечает руководитель отдела продаж ПО Cognitive Technologies Михаил Потапенко. – Список услуг, предоставляемых в электронном виде, еще слишком мал, а многие из них все равно требуют физического участия гражданина на определенных этапах. Кроме того, до сих пор не налажено полноценное электронное межведомственное взаимодействие, не во всех государственных учреждениях автоматизирован внутренний документооборот, что является необходимым условием перехода к электронному правительству. Стоит отметить, что не сформирована адекватная законодательная база в области электронного документооборота – нет закона об электронном документе».

Плюсы и минусы законопроекта об ЭЦП

Рынок СЭД ждёт принятия нового закона, регулирующего использование электронной цифровой подписи. Напомним, что в январе 2010 года в первом чтении был принят законопроект «Об электронной подписи». В октябре была представлена его очередная версия. «Законопроект «Об электронной подписи» представляет собой попытку гармонизировать наше законодательство в данной сфере с законодательством Евросоюза, что может положительно отразиться на взаимной торговле. В первоначальной редакции он во многом был калькой с европейской директивы об электронных подписях, которая лежит в основе национальных законодательств стран Европы», – отметила Наталья Храмцовская.

На данный момент использование ЭЦП регулируется законом 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», принятом 10 января 2002 года. Наталья Храмцовская следующим образом определила особенности нового законопроекта: «Основное отличие законопроекта от уже существующего закона «Об электронной цифровой подписи» в том, что вводится несколько видов электронной подписи – квалифицированная, усиленная и (если её ещё не выкинули из проекта) простая. Появление простой электронной подписи, к которой может быть отнесен, например, набор пин-кода на терминале, позволило бы упростить решение ряда вопросов создания электронного правительства за счет снятия некоторых правовых барьеров и возможности использовать в простых случаях облегченные технологий вместо сложной и недешёвой технологии ЭЦП».

Новый законопроект также устраняет целый ряд недостатков существующего законодательства. Николай Зельниченко так прокомментировал этот момент: «Сейчас законодательство РФ допускает использование только одной технологии электронной подписи, делает необходимой иерархическую систему удостоверяющих центров. В сферу регулирования действующего закона об электронной подписи не включены отношения, которые не являются гражданско-правовыми сделками, также законом не допускается электронная подпись юридических лиц. Закон 1-ФЗ не согласован с иными законодательными актами РФ, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности и о техническом регулировании. В новом документе постарались устранить все эти недостатки. А также изменено определение «электронной подписи», в котором теперь закреплен основной признак, присущий всем видам таких подписей: возможность ее использования для идентификации физического или юридического лица, подписавшего информацию в электронно-цифровой форме. Предусмотрены механизмы признания иностранных электронных подписей».

«Действующая версия закона об ЭЦП в принципе позволяет обеспечить юридически значимый обмен документами как внутри компании, так и между организациями. Однако при реализации этой задачи, специалисты сталкиваются как с техническими, так и с организационными сложностями, – отмечает Владимир Андреев. – В сущности, юридические сложности практически не позволяют обеспечить юридически значимый обмен документами вне контекста обмена. Текущее законодательство позволяет реализовать конкретные сценарии обмена электронными документами: между крупной организацией и ее контрагентами (например, банк – и его клиенты), обмен документами между двумя конкретными контрагентами, обеспечившими процесс соответствующей юридической поддержкой, или внутри компании. К сожалению, перечисленные частные случаи не решают проблемы в общем. Безусловно, закон требует дальнейшего развития, например, путем либерализации использования ЭЦП для обеспечения ее универсального использования. Именно в этом ключе разрабатывается редакция новой версии закона. Другим дополняющим способом развития может быть централизация сервисов предоставления ключей и создания универсального государственного удостоверяющего центра (данный вариант реализован в республике Казахстан) и придание юридической значимости ЭЦП, реализованной с помощью соответствующих ключей».

Эксперты и игроки рынка высоко оценивают важность нового законодательства, регулирующего использование ЭЦП, и называют целый ряд положительных моментов, которые принесёт отрасли принятие такого закона. В первую очередь, он плодотворно отразится на развитии государственных услуг в электронном виде.

«Необходимость принятия такого закона возникла уже давно, а учитывая развитие электронных средств коммуникации, стало необходимым. В целом законопроект сбалансирован и не содержит внутренних противоречий. Принятие данного закона позволит более широко применять электронный документооборот не только в деятельности юридических лиц, но и физических лиц. Позволит перенести ряд услуг, оказываемых, в том числе госорганами, в интерактивный режим с использованием Интернета и т. д. и, соответственно, должно снизить бюрократическую составляющую, позволит сделать процесс принятия решения более прозрачным», – считает заместитель Олег Павлов.

«Сам факт принятия в первом чтении законопроекта «Об электронной подписи» можно оценить положительно. Это говорит о том, что власти наконец-то озаботились этим вопросом и намерены активнее развивать электронный документооборот в стране, с тем, чтобы сэкономить денежные и материальные ресурсы, ускорить решение многих вопросов в экономике и государственном управлении, предоставлять множество различных услуг с максимальной оперативностью», – комментирует Татьяна Земцова.

Павел Житнюк называет новый законопроект прогрессивным, дающим гораздо более широкие возможности для использования ЭЦП в российском правовом поле.  «Собственно говоря, с принятием нового закона становится возможным дальнейшая работа над информатизацией госуслуг. Облегчается документооборот для бизнеса: гораздо больше документов можно будет обрабатывать в электронном виде. Насколько я понимаю, никаких «плюсов» существующего положения законопроект не отменяет: он просто корректирует закон в соответствии с требованиями времени, расширяет полномочия ЭЦП. Принятие законопроекта приведет к росту количества госуслуг, оказываемых в электронном виде, к развитию сервисов по обмену и обработке электронных документов, которые предоставляют как государство, так и независимые операторы, к ускорению документооборота бизнес-сектора, а следовательно, к повышению эффективности экономических взаимоотношений», – раскрывает свою мысль г-н Житнюк.

«Принятие этого законопроекта будет способствовать широкому применению ЭЦП, так как с его принятием будут снижены затраты на обеспечение программно-аппаратной инфраструктуры. Это будет достигаться за счет использования нескольких видов ЭЦП: простая, усиленная и квалифицированная. С принятием данного закона будут четко прописаны права и обязанности участников отношений в области ЭЦП. В настоящее время у нас используется единственная технология ЭЦП, основанная на так называемой технологии асимметричных ключей подписи, что идет вразрез с мировой практикой применения ЭЦП. В результате, принятие закона должно оказать положительное влияние на темпы распространения технологий электронного документооборота в России», – комментирует Михаил Потапенко.

Рустам Гайнутдинов считает, что новое законодательство приведет к новым дебатам и поискам решение и компромиссов, так как методология электронного документа и документооборота еще не устоялась и продолжает развиваться.

В то же время не всё так безоблачно, и множество моментов нового законопроекта смущает экспертов рынка СЭД. «Ряд положений законопроекта не совсем отвечает сегодняшнему состоянию дел в сфере документооборота и даже может стать препятствием для развития рынка электронных услуг, – опасается Татьяна Земцова. – В частности, никак не оговаривается льготный порядок приобретения и использования ЭП для малого и среднего бизнеса, а ведь им она нужна не меньше, а возможно, что и больше, чем крупному бизнесу. Оставляет документ лазейки и для возможной коррупции в сфере приобретения и использования электронной подписи. Тем не менее, принимать этот закон необходимо, остаётся лишь надеяться, что за время второго и третьего чтения законопроекта в Госдуме, в него будут внесены необходимые правки, и он будет соответствовать всем современным требованиям электронного документооборота».

Николай Зельниченко выделил некоторые видимые недостатки законопроекта: «Уже не раз специалистами подвергались критике неточность определений, применяемых в законопроекте: «Электронная подпись – информация в электронно-цифровой форме, которая присоединена к другой информации в электронно-цифровой форме или логически связана с ней и которая может быть использована для идентификации подписавшего такую информацию физического или юридического лица». Вызывает вопрос трактовка фразы «логически связанная с ней» – как это определяется? Как будут выдаваться и как применяться сертификаты для юридического лица (нужно отметить: не должностному лицу организации, а именно юридическому лицу)?

В документе вводятся несколько видов ЭЦП (простая, усиленная, квалифицированная), но не сказано, в каких именно видах отношений можно использовать тот или иной вид подписи. Возможно, конечно, в последующих чтениях это будет определено, либо найдет отражение в отраслевых стандартах.

Согласно законопроекту, сертификат ключа подписи может быть создан не только удостоверяющим центром, но и самим владельцем. Каков порядок создания такого сертификата? Его правовой режим? Как его применять? На эти вопросы в законопроекте ответов нет. Возможно, все будет учтено при следующих чтениях этого проекта и есть надежда, что он поможет все-таки сделать ЭЦП равнозначной ручной подписи, что, несомненно, должно сказаться на увеличении скорости и, в конечном счете, эффективности взаимодействия между субъектами ее применяющими».

Наталья Храмцовская также сетует, что, в случае неудачных формулировок ряда ключевых положений, законопроект может сделать нелегитимными наработанные к настоящему времени решения (например, в первоначальном проекте вообще не упоминалась ЭЦП), со всеми вытекающими из этого последствиями. «К сожалению, как выглядит законопроект в настоящее время, неизвестно, и это является дополнительным основанием для беспокойства», – добавляет г-жа Храмцовская.

Тренды в развитии отечественных и зарубежных СЭД на 2011 год

Эксперты отмечают текущие тренды развития рынка и прогнозируют самые различные сценарии развития СЭД в грядущем 2011 году.

«Для западных решений в области управления контентом (ECM) одним из основных трендов является «социализация». Развитие социальных сетей и Веб 2.0 изменили способы взаимодействия между людьми и методы работы с информацией, в том числе, и корпоративном секторе. На российском рынке этот тренд пока мало заметен, – считает Михаил Потапенко. – Из трендов российского рынка отмечу его «взросление» за последние 2 года. Сейчас происходит повышение конкуренции и требований к продукту, что уже привело к вытеснению мелких игроков и образованию устойчивой группы лидеров (4-6 компаний, занимающих около 80 % рынка). Также стоит выделить рост интереса к возможностям удаленной работы в СЭД с помощью мобильных устройств, что можно объяснить распространением смартфонов, ноутбуков, КПК и планшетных компьютеров. Что касается SaaS, то предоставление СЭД в этом режиме заказчикам пока не получило большого распространения и интереса со стороны рынка. На текущий момент в России можно рассматривать SaaS как новый способ демонстрации возможностей программного продукта».

«Мобильные решения должны весьма активно развиваться, будущее за мобильными менеджерами, работающими с офисными документами и процессами вне офисов, в пути, дома, не даче, на курортах», – предполагает Рустам Гайнутдинов.

Комментируя перспективы развития мобильных клиентов, Андрей Колесов задаётся вопросом: «Нам нужно для начала разобраться в том, что мы подразумеваем под СЭД и какое место эти системы занимают в общем ИТ-комплексе государственных и коммерческих предприятий. До сегодняшнего дня у многих представление о СЭД ассоциируется исключительно с задачами организационно-распорядительного документооборота и традиционного делопроизводства. Для подобных задач, мне кажется, никакие мобильные клиенты вообще не очень нужны. Развитие сегодняшней тематики СЭД идет в направлении более широкого круга задач управления контентом (ECM)». Аналитик также считает, что применение облачных моделей будет находить место на рынке, но процесс это будет очень небыстрым: «Можно предположить, что это будут модели типа PaaS, и сервисов типа SharePoint Online (но они пока в России физически не доступны). Что касается SaaS, то этот вариант больше ориентирован на малый и средний бизнес, но там спрос на СЭД не очень велик. К тому же нужно отдавать отчет, что для создания SaaS-решение требуется применения качественно иных подходов (архитектуры, технологий) к их созданию. Традиционные варианты продуктов в режиме SaaS работают не очень хорошо».

«Перспективные тренды – прежде всего, синергия СЭД и порталов, веб-контента. Очень важную роль играют именно порталы, как интерфейсы СЭД, прежде всего, из-за развития Интернета и удаленной работы, – считает Павел Житнюк. – Будет развиваться «умный» поиск по неструктурированному контенту. Большинству классических СЭД придется разрабатывать мобильные интерфейсы и интерфейсы для планшетных компьютеров – прежде всего, для iPad, а также других мобильных платформ и устройств типа Samsung Galaxy. Компании, которые находятся на bleeding edge («переднем крае») технологий, провели эту работу еще в прошлом году, кто не будет этого делать – сильно сдаст позиции, возможно, не в 2011, но дальше – точно. Собственно, в мобильные устройства все и уходит постепенно, все движение развития интерфейсов и сервисов. SaaS решения будут развиваться. Будет востребован облачный хостинг, я думаю, этот рынок будет расти на 35-40 % в год».

«На наш взгляд основной тенденцией ближайшего будущего в области СЭДО будет масштабирование проектов СЭДО в корпорациях: мы наблюдаем большое количество проектов, которые перерастают масштаб внедрения в центральных аппаратах и расширяются на всю компанию, то есть система документооборота становится по-настоящему  «кровеносной системой» организации, дополняющей систему электронной почты в части формального управления и структурирования процессов», – комментирует Владимир Андреев и отмечает, что из этого вытекают следующие основные тенденции. Первое – это необходимость реализации в СЭД упрощенных интерфейсов, облегчающих подключение конечных линейных пользователей (не специалистов по делопроизводству) к системе, что требует встраивания функций ЭДО в привычные инструменты, такие как Microsoft Office и Microsoft Outlook. Также Владимир Андреев отметил включение в работу системы высших руководителей и менеджеров высокого уровня, что предъявляет к системе ЭДО дополнительные требования – реализацию специализированных рабочих мест со специфической функциональностью, ориентированных на руководителя. «Тут станут актуальны мобильные технологии, в частности поддержка новых типов устройств – например, планшетов, так и специфические средства взаимодействия с системой –рукописный и речевой ввод и пр. Это приведет к существенному повышению эргономики рабочих мест а системах ЭДО», – считает г-н Андреев.
Еще одной тенденцией, связанной с горизонтальным  распространением СЭД в корпорациях, станет, по мнению компании «ДоксВижн», расширение контекста применения СЭД для смежных задач, в связи с чем от СЭД все больше будет требоваться гибкость в настройках, возможность быстрого прототипирования и создания отчуждаемых приложений. «Это тренд мы наблюдаем в тенденциях технологического развития ведущих поставщиков платформ автоматизации документооборота, – комментрует Владимир Андреев. – Что касается развития SaaS технологий и, шире, облачных вычислений в нашей отрасли в России, то данная тенденция скорее не 2011 года, а последующих. Несмотря на огромные преимущества данной модели использования ИТ-систем, отечественный потребитель пока не демонстрирует активного желания ее использования. Однако мы учитываем этот фактор и уж сейчас готовы представить подобный сервис на базе нашей платофрмы».

Татьяна Земцова считает, что главный тренд в развитии отечественных систем электронного документооборота заключается в дальнейшем повышении уровня цифровизации систем управления, продолжении проникновения интернета в стране, увеличения доли различных электронных услуг во всех сегментах: G2C; G2B; G2G; G2E. «Учитывая определённое отставание нашей страны от развитых стран в вопросах СЭД, основной упор будет сделан на фиксированные решения в СЭД, мобильные решения в будущем году у нас только начнут создавать соответствующий сегмент рынка. В развитых странах, продолжится работа по улучшению фиксированных услуг СЭД, в том числе и за счёт межстранового взаимодействия, но основной упор будет сделан как раз на мобильных решениях, которые будут развиваться достаточно бурно», – уверена аналитик.

«На мой взгляд, перспективным направлением будет являться перевод всего большего количества сервисов и услуг в on-line, использование в качестве комплексных средств коммуникации различных социальных сетей, формирование новых, в том числе ориентированных на потребности бизнеса», – считает Олег Павлов.

«С моей точки зрения, будут осторожно пробоваться и всё шире использоваться все новые технологии. В то же время в ближайшее время трудно ожидать массового перехода, ввиду определенных проблем, присущих этим технологиям. Сотовый телефон – все-таки неподходящее устройство для работы с ответственными документами, и им можно пользоваться в основном тогда, когда нет другого выхода. Поставщикам же SaaS-решений ещё предстоит убедить потенциальных клиентов, что данный метод работы не только дёшев, но и надёжен и безопасен, – говорит Наталья Храмцовская. – Я считаю, что в скором времени функционал отечественных СЭД начнёт наращиваться и догонять функциональные возможности крупных зарубежных разработок. Это будет связано с тем, что в СЭД начнут массово создаваться и храниться полноценные электронные документы-подлинники, а не, как сейчас, карточки с присоединенными к ним электронными копиями. Способствовать этому будет и то, что наметилось желание конкурировать в области СЭД как поставщиков ERP-систем, так и организаций, оказывающих услуги внеофисного хранения документов. Усилится, как мне кажется, интерес к средствам типа workflow, CRM, BPM, которые могут помочь тем же государственным организациям справиться с валом электронных документов, который на них в ближайшее время обрушится».

Опубликовал: Светлана Черемисина (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО