МВД переходит на СМЭВ и электронные госуслуги

13.10.2011

С 1 октября 2011 года вступил в силу № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в рамках которого ведомства, участвующие в оказании государственных услуг, переходят на взаимодействие с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Подробнее о том, как осуществляется переход на оказание госуслуг в электронном виде и что с 1 октября изменилось для граждан России, рассказал начальника Департамента информационных технологий Михаил Тюркин в ходе состоявшейся на днях пресс-конференции.

Как отметил начальник Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД РФ, генерал-лейтенанта внутренней службы Михаил Тюркин, 1 октября начался переход на электронные госуслуги не только в МВД, но и в рамках всего государства. Эта работа активно велась на протяжении последних трёх лет. Докладчик отметил роль Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий, первым руководителем которой был Сергей Собянин, потом – вице-премьер Вячеслав Володин, который практически довёл эту работу до конца. Первый этап данного перехода завершён, и на сегодняшний день продолжается внедрение в государственные органы власти.

Суть изменений, произошедших 1 октября, заключается в том, что отныне федеральные органы исполнительной власти, а далее это будет касаться всех органов власти и субъектов РФ, обязаны самостоятельно собирать информацию для оказания государственных услуг, если эта информация находится в любом другом органе исполнительной власти. Если прежде для получения госуслуги гражданину требовалось принести большое количество справок (в среднем 5-6), то сегодня органы власти обязаны сами запрашивать другие министерства и ведомства и получать информацию для подтверждения того или иного факта. Эта обязанность снимается с гражданина РФ, который должен представить только документы непосредственного хранения и предоставления, определенные в законе (их около 20).

Что касается непосредственно электронных услуг, то Михаил Тюркин напомнил, что год назад в Федеральной миграционной службе активно рассказывалось о внедрении таких услуг по паспортам нового поколения, и сегодня почти все услуги ФМС могут оказываться в электронном виде. МВД сегодня оказывает 5 услуг в электронном виде, а всего их 48. По 11 из 48 требуется межведомственное взаимодействие (МЭВ), поэтому именно этих услуг, для оказания которых нужна связь с другими ведомствами, и касается вступление в силу 210-ФЗ. Данные услуги уже оказываются МВД с использованием СМЭВ. Из них 5 услуг на данный момент переведены в электронный вид. По планам министерства, работа по переводу всех остальных услуг в электронный вид будет завершена к 2014 год. Но было получено указание закончить это процесс раньше, и, возможно, вся работа будет завершена к 2012 году. Михаил Тюркин добавляет, что и этот срок может быть сокращён: «Прямых установок нет, но почему бы не попытаться сделать это в более короткие сроки, нежели мы сами себе определили».

Докладчик отметил, что сегодня всё больше граждан России обращаются в органы власти за оказанием госуслуг в электронном виде, и привёл статистику по ряду услуг МВД. Так, услугу технического осмотра транспортных средств в 2010 году по электронному сервису оказали 1576 человекам, а за 8 месяцев текущего года эта цифра выросла до 22,2 тыс. Услуга регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним к электронном виде предоставлена в 2010 году 405 человекам, за 8 месяцев в 2011-м – 26 тыс. По услуге экзамены на водительские права в электронном виде обслужен 461 человек в 2010 гуду и 8 тыс. в течение 8 месяцев 2011-го. Услугу предоставления информации об административных правонарушениях в области дорожного движения за 8 месяцев 2011 года получило более 550 тыс. человек, в то время как в 2010-м – менее 200 тыс.

В число услуг МВД, по которым налажено межведомственное электронное взаимодействие, входят: выдача удостоверения частного охранника, выдача индивидуальному предпринимателю лицензии на негосударственную сыскную деятельность и удостоверение частного детектива, выдача юридическому лицу лицензии на негосударственную охранную деятельность, выдача юрлицу лицензии на деятельность по торговле оружием, выдача юрлицу лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия за пределами РФ, выдача юрлицу разрешения на хранение оружия и патронов лиц, занимающихся торговлей оружием, регистрация автотранспортных средств и прицепов к ним, обеспечение охраны имущества граждан и организаций по договору (вневедомственная охрана), выдача справки о судимости, проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы РФ, проведение техосмотра. Причем с 1 января 2012 года последняя услуга уже не будет входить в ведение МВД.

 

Начальник Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД РФ, генерал-лейтенанта внутренней службы Михаил Тюркин

Начальник Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД РФ,
генерал-лейтенанта внутренней службы Михаил Тюркин



Что интересно, Михаил Тюркин отметил, что во время перевода в электронный вид услуги выдачи паспорта, было много скептиков, сомневавшихся в необходимости и востребованности данной услуги. Но, по данным, которые привёл докладчик, сегодня уже треть обращается в структуры по Интернету. «Пройдёт несколько лет, и вообще никто приходить не будет: все будут обращаться через Интернет, – убеждён г-н Тюркин. – Что касается 48 услуг по линии МВД, я буду считать, что закончил свою работу успешно, если все эти услуги будут переведены, и граждане скажут, что действительно стало удобней и быстрее».

В ходе работы по переходу на оказание услуг в электронном виде был поднят вопрос об уменьшении числа документов, необходимых для получения той или иной услуги. В качества примера Михаил Тюркин рассказал, как 2 года назад, когда он отвечал за внедрение электронных регламентов в ФМС, пришлось столкнуться с избыточностью документов, которые требовались у гражданина, чтобы получить тот или иной документ. Когда осуществлялся переход на новые регламенты и необходимо было выстраивать алгоритмы взаимодействия между ведомствами, стало понятно, что в старых инструкциях было много ненужных документов. Уже тогда стали отказываться от ряда документов, которые ничего не давали. Сегодня же число документов уменьшено минимум на половину. Кроме того, активно обсуждается вопрос, зачем нужно подтверждать трудовую деятельность за последние 10 лет, и даже ведётся дискуссия об отмене трудовых книжек. «В итоге на многие вопросы дали ответ, для чего это нужно, и без навязывания сверху стали отказываться от тех регламентов, которые были. Избыточные документы исключены, как в электронном, так и в бумажном виде», – резюмировал докладчик.

Что касается сроков оказания услуги, на сегодняшний день они не корректируются. Так, загранпаспорт по-прежнему обязаны оформить в течение одного месяца. Обмен информацией между ведомствами также имеет определённые сроки и не ведётся в режиме онлайн. Средний срок ожидания – около 5 суток. МВД отвели 10 дней для предоставления справок о судимости, так как эта информация находится не в единой базе данных, а в БД субъектов федерации. Но ведётся работа над сокращением этого срока также до 5 суток.

Активная работа над переходом к СМЭВ велась с 2005 года. Самым сложным моментов оказалось то, что в каждом регионе используются разные СЭД, и необходимо свести их воедино, создать единые точки входа-выхода и наложить всё это на одну платформу. По линии МВД сейчас начинается разработка глобальной единой программы, которая будет опробована и внедрена во все структуры МВД. Более 10 тыс. подразделений требуют адаптации и внедрения этих программ. Также сегодня пересмотрена система накопления информации. Если раньше в каждом субъекте были свои региональные ЦОДы, то сейчас это неэффективно и неэкономично: сегодня всё должно складываться в облачной архитектуре, только тогда информацию можно недорого модифицировать и усовершенствовать, отмечает Михаил Тюркин.

В числе инновационных решений, для которых необходима СМЭВ, – сканеры для сотрудников МВД для получения информации из баз данных о гражданине РФ. Михаил Тюркин рассказал, что во время его работы в ФМС, эксперименты по внедрению и использованию таких устройств проводились в Казани и были успешны. На хороший результат повлияло отношение руководства республики к ЭДО: в РТ уже более трёх лет назад весь правительственный документооборот переведен в электронный вид. Татарстан сегодня в этом отношении – один из самых продвинутых субъектов РФ. Но ведутся работы по внедрению данной инновации и на территории всей России. Приспособления были разработаны 2 года назад, после чего были испробованы и доработаны, и полгода назад было закуплено 700 экземпляров, которые были розданы подчинённым, апробированы, и по итогу сделаны выводы о целесообразности такого внедрения. Приборы были усовершенствованы, защищены от утечки информации, а также внешне – от ударов и пыли. Для разных структур были разработаны разные корпусы: для ГИБДД один, для участкового – другой, для работника ППС – третий. Сегодня завершается приёмка оборудования, и, как сообщил Михаил Тюркин, в 2012 году будет тиражирование для всех подчинённых во всех субъектах страны. Кроме того, сейчас ведутся работы по оснащению специальным оборудованием автотранспортных средств по линии ГИБДД и по другим службам.

Михаил Тюркин также рассказал подробнее о Департаменте информационных технологий, который он возглавляет. Данная структура была создана по инициативе президента и вобрала в себя все направления ИТ, связи, защиты информации, госуслуг и мн. др., объединив их в единое целое. Общая численность департамента – 195 человек. В него входят 4 основных управления. Первое отвечает за информационные технологии, там разрабатываются программы, планы работы, формируются стратегия и концепция. Оно определяет задачи в перспективе и на текущее время. Работа второго управления связана со всеми вопросами связи. Третье отвечает за вопросы защиты информации и персональных данных. К компетенции четвёртого относятся вопросы госуслуг, паспорта нового поколения, госпроекты и взаимодействие с другими органами власти и с другими структурами.

Подытоживая вышесказанное, стоит ещё раз уточнить, что предмет регулирования закона 210-ФЗ говорит не о переводе услуг в электронный вид, а о внутренней работы ведомств, что позволит гражданам России, обращаясь за государственными услугами, не собирать информацию по разным органам власти, так как это теперь является обязанностью ведомств. Это является очередным шагом к переводу госуслуг в электронный вид. «Всё это направлено на удобство и на повышение авторитета власти у граждан РФ, – говорит Михаил Тюркин. – Мне бы хотелось сделать так, чтобы за ближайшие два года вы как можно реже общались с чиновниками, по крайней мере, по линии МВД. Сейчас работы ещё очень много, но, мне кажется, что к лету уже будет, о чём рассказать».

Для того чтобы работа по осуществлению всех указанных нововведений велась на должном уровне, осуществляется серьёзный контроль со стороны руководителей. «В связи с этим прогресс будет безусловный и очень видимый», – обещает докладчик.

В ходе пресс-конференции также было отмечено, что сейчас МВД вышло на новый уровень, и все вопросы информатизации рассматриваются в двух форматах: это совет президента по внедрению ИТ и правительственная комиссия по ИТ. Сейчас завершается разработка плана на 2012-2014 гг. Это базовый документ, в котором будет подробно прописана работа по всем направлениям деятельности: это информатизация, закупка техники, каналы связи, ГЛОНАСС, 112, «Безопасный город», электронные услуги и многое другое. План на 2011 год был вынесен на обсуждение совета при президенте РФ, который возглавляет Сергей Нарышкин, и был одобрен. В итоге работа велась по плану, который утверждался не в МВД, а на совете. То же самое будет сделано с планом на 2012-2014 гг. «Мы сегодня открыты и стараемся быть прозрачными по использованию и внедрению новых технологий в деятельность министерства», – подчеркнул Михаил Тюркин.

Ключевые слова: правительство РФ, персональные данные, СМЭВ, МЭДО

Дайджест


Другие новости


Пожарные знаки и плакаты - индивидуальной защиты знаков и плакатов. . Современные интерактивные доски - новые киоски от компании "Сенсорные технологии". . Кровельные работы. Устройство, утепление, ремонт кровли, крыши

Интервью


Заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по разработке программного обеспечения Александр Савельев: "Открытая СЭД - импортонезависимое решение для российского рынка"
С учетом последних событий, имеющих долговременное и системное влияние на отечественный рынок ИТ, особую актуальность приобретает задача импор...

Внедрения

СЭД «ДЕЛО» в Администрации города Вологды: опыт перехода на согласование проектов муниципальных правовых актов в электронном виде
Проект по автоматизации документооборота в структурах Администрации Вологды на базе СЭД «ДЕЛО» (флагманского продукта компании ЭОС) стартовал ...

Фигура речи


Президент компании ДоксВижн Владимир Андреев на конференции Docflow-2014: о понятии Case Management
...