Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти РФ. Участие компании «Электронные Офисные Системы»

14.03.2012

Для обеспечения возможности взаимодействия различных СЭД в рамках единой системы МЭДО, ФСО, выполняющей функции оператора ее, разработан формат обмена электронными документами в органах государственной власти РФ. Каждая СЭД такого ФОИВ должна «понимать» этот формат - формировать исходящие документы в формате для отправки по системе, а также обрабатывать поступившие в этом формате документы. Поэтому разработчики СЭД для обеспечения возможности взаимодействия с МЭДО должны реализовать обработку документов в этом формате в своих системах. Компанией «Электронные Офисные Системы» разработан комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО наиболее массовой российской СЭД «ДЕЛО», используемый в целом ряде федеральных ведомств и региональных правительствах.

Флагманский продукт ЭОС - система электронного документооборота "ДЕЛО" уже давно стал де-факто отраслевым стандартом, а доля компании в госсекторе достигает 60 % (о лидирующем положении ЭОС на российском рынке СЭД/ЕСМ можно почитать в аналитическом материале по итогам исследования DSS Consulting – см. новость раздела «Рынок электронного документооборота в России» от 29 июня 2011 г.). Поэтому именно ЭОС принимает непосредственное участие в проекте по созданию системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) органов государственной власти России, которая предназначена для обеспечения возможности взаимодействия СЭД различных производителей в рамках единой системы.

 

В настоящее время МЭДО предусматривает взаимодействие не только информационных систем федеральных органов исполнительной власти, но также и иных органов государственной власти.К примеру, ЭОС принимает участие в реализации отработки межведомственного электронного документооборота между Аппаратом Правительства РФ и региональным органом государственной власти (Калининградская и Ростовская области, Ставропольский край).

 

Начальник отдела методологии ЭОС, ответственный секретарь ПК6 Елена Антошечкина отмечает, что основными принципами федеральной системы являются: использование шлюза, обеспечивающего обмен электронными сообщениями между СЭД организации и МЭДО, единый обмен и модуль сопряжения СЭД организации с МЭДО. Этот адаптер обеспечивает: прием и преобразование поступающих по МЭДО документов из единого формата обмена в формат СЭД для обеспечения дальнейшей обработки; подготовку к передаче по МЭДО исходящих документов, их преобразование из формата СЭД в единый формат обмена; формирование в едином формате обмена уведомлений о событиях, произошедших с СЭД с документами, поступившими по МЭДО и подготовка их к отправке обработка в СЭД уведомлений, полученных от других участников МЭДО.

Организатором МЭДО выступает федеральная служба охраны РФ (ФСО), которая ответственна за: организационное и методическое обеспечение МЭДО, ведение глобальных справочников адресов МЭДО, обеспечение эксплуатации ее инфраструктуры, а также за беспечение информационной безопасности системы.

 

Что касается внедрения системы, то в этом процессе участвуют три стороны: ФСО России (организатор МЭДО), ЭОС или партнер (разработчик модуля сопряжения системы «ДЕЛО» с МЭДО) и непосредственно сама организация – заказчик (участник МЭДО, пользователь и поставщик информации). При этом организация сама должна провести корректировку технологии работы с поручениями и проектами документов в системе «ДЕЛО», а также корректировку регламентирующих внутренних документов (инструкций, регламентов, методических рекомендаций). На ее же плечи ложатся все организационные вопросы с ФСО России (как на этапе подготовительных работ, так и в процессе внедрения модуля сопряжения), как и заблаговременное ознакомление с информацией и документами по МЭДО.

 

Само внедрение МЭДО происходит в три этапа: подготовительный, который проводит ФСО России (включение организации в состав участников МЭДО, назначение организации адреса МЭДО, установка и настройка). Далее следует адаптация модуля сопряжения (проводит уже ЭОС), в рамках которого осуществляется адаптация модуля сопряжения системы «ДЕЛО» с МЭДО и разработка документации по установке, настройке и использованию модуля сопряжения. И наконец, на третьем этапе непосредственного внедрения (ЭОС или партнер) в организации происходит установка и настройка системы «ДЕЛО» или обновление системы «ДЕЛО» до нужной версии, а также установка модуля сопряжения, его настройка. Далее организуется обучение пользователей (в том числе возможна корректировка технологии работы с поручениями и проектами в организации).

В МЭДО на сегодня уже работают все федеральные органы исполнительной власти, и обмен между ними и аппаратом правительства происходит только в электронном виде. Именно поэтому ЭОС разработал комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО своей СЭД «ДЕЛО», используемой в целом ряде ведомств (с полным перечнем участников МЭДО с СЭД «ДЕЛО» от ЭОС можно ознакомиться в материале рубрики «МЭДО» от 9 марта 2011 г.).

 

Вся система действует следующим образом. Хотя в СЭД «ДЕЛО» документ формируется во внутреннем формате, для передачи по МЭДО этот документ должен быть передан почтовой системе МЭДО в едином формате обмена, разработанном ФСО. ЭОС реализовал преобразование внутреннего формата документа СЭД «ДЕЛО» в формат обмена МЭДО при подготовке к отправке исходящих документов. А для поступивших документов реализовано обратное преобразование из формата МЭДО в формат СЭД «ДЕЛО» для обеспечения автоматизированной регистрации таких документов.

 

От простого участия в проекте МЭДО в качестве одного из партнеров ЭОС пошел дальше, создав собственный продукт – сервер электронного взаимодействия (СЭВ), обеспечивающий возможность видеть, как идет работа с документами, направленными в другие организации, независимо от того, какие СЭД в них используются. Данное решение позволяет оптимальным образом решить задачу создания как распределенного корпоративного управления, так и межведомственного (межкорпоративного) документооборота. Сегодня «СЭВ» уже используется, к примеру, в правительстве Якутии. При этом «СЭВ» по сравнению с МЭДО имеет намного больший набор услуг: вертикальное и горизонтальное взаимодействие между всеми элементами облака «ДЕЛО», а также более широкие возможности взаимного информирования адресата/отправителя об этапах рассмотрения документа, при котором создается эффект работы в единой системе «ДЕЛО».

Кроме того, за счет того, что при разработке системы ЭОС не была связана никакими административными ограничения, присущими МЭДО, «СЭВ» получил больший набор настроек и гибкость, а также разнообразные возможности использования каналов связи (e-mail, общие файловые директории, web-сервисы и т. д.). Весь этот обмен заверяется ЭЦП, а при необходимости шифруется. В то же время «СЭВ», при определенном понятийном соответствии систем, дает возможность взаимодействия «ДЕЛО» с СЭД сторонних разработчиков.

 

Как рассказал председатель совета директоров компании ЭОС, председатель ПК 6, к.т.н. Владимир Баласанян, на рынке решений для госсектора можно выделить три ключевых тренда. Первый из них – это МЭДО (межведомственный электронный документооборот), и возможность работы с этой системой теперь является уже обязательным требованием органов власти к поставщикам решений. «Более того, я думаю, что такие же требования скоро будут предъявлять и крупные коммерческие организации, ведущие с различными ведомствами интенсивную переписку, чья деятельность напрямую связана с реализацией государственных проектов. Поэтому умение взаимодействовать с некоторыми существующими СЭД становится одним из основных рыночных трендов», – отметил г-н Баласанян.

 

По словам Владимира Баласаняна, все государственные заказчики теперь понимают, что, если у них работает СЭД, они должны с ее помощью решать и проблему госуслуг. Поэтому сегодня системы ЭОС уже покупают в том числе под флагом их возможности оказания госуслуг. Кроме того, следует помнить о Распоряжении Правительства № 176-р от 12 февраля 2011 г. «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». Этот документ не ограничивается лишь МЭДО, там содержатся единые требования к СЭД, а также предписание ведомствам определенную часть документов с 2012 года создавать и хранить только в электронном виде. По словам г-на Баласаняна, это очень сильно влияет на весь рынок – СЭД должна теперь уметь работать не только с отсканированными копиями документов, которые в случае возникновения трудностей можно легко сверить с бумажным оригиналом, но создавать и хранить электронные оригиналы документов (см. материал от 25 октября 2011 г.).

 

Так, ЭОС разработала специальное предложение для органов государственной власти муниципальных образований Российской Федерации: комплекты лицензий СЭД «ДЕЛО» на льготных условиях. Первые два комплекта предназначены для быстрого и недорогого создания основы системы электронного документооборота, а третий комплект ориентирован на тех планирует организацию электронного взаимодействия с органами государственной власти вышестоящего уровня (см. материал рубрики «ЭОС» от 27 сентября 2011 г.). Это дает компании возможность всегда находиться в курсе актуальных потребностей своих заказчиков и стремиться оперативно реагировать на них. «Идя навстречу многочисленным запросам муниципальных и районных органов власти, которые заинтересованы не только в автоматизации работы с документами, но и в оказании госуслуг в электронном виде, а также в электронном взаимодействии с другими органами госвласти, ЭОС подготовила для них специальное пакетное предложение», – прокомментировал генеральный директор «ЭОС Софт» Андрей Козлов. В пакеты в зависимости от комплектации входят лицензии СЭД «Дело» и «Дело-Web», а также самые востребованные опции: «ЭЦП и Шифрование», «Сканирование», «Управление процессами», «АРМ Руководителя» для мобильной работы с документами, «Сервер электронного взаимодействия». «Топовую» версию комплекта СЭД «Дело» для госорганов муниципального и районного уровня «Все включено» отличает наличие четырех дополнительных опций, в том числе и подсистемы «Сервер электронного взаимодействия» (СЭВ). Модуль СЭВ будет полезен организациям, планирующим осуществлять обмен электронными документами в больших объемах (в большом количестве, с большим числом абонентов) и контроль за их прохождением и исполнением в подведомственных, одноуровневых или вышестоящих организациях. Кроме того, СЭВ может быть использован для реализации принципа «одного окна» при работе с гражданами.

 

Самые последние решения для коммерческого сектора и государственных компания ЭОС планирует показать на своей партнерской конференции 10-13 апреля 2012 г. "Весенний документооборот".

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО, Регулирование

Ключевые слова: электронный документооборот, ЭОС, МЭДО

Дайджест


Другие новости