«ВесДок-2013»: направления развития продуктов ЭОС

30.04.2013

На прошлой неделе в подмосковном «Атлас Парк-отеле» завершилась партнерская конференция компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) «Весенний документооборот-2013». Помимо обсуждения отраслевых трендов, важное место на ней было уделено стратегии развития продуктового портфолио ЭОС. В первом материале по итогам конференции – об особенностях проработки нового интерфейса флагманской СЭД «ДЕЛО», направленного на работу с электронным образом документа, а не с его карточкой и реквизитами. Кроме того, ТОП-менеджеры ЭОС поделились своим видением будущего мобильных рабочих мест СЭД в соответствии с рыночными тенденциями.

По словам председателя совета директоров ЭОС Владимира Баласаняна, сегодня с системами электронного документооборота работает несколько поколений сотрудников, которые предъявляют к ней совершенно разные требования, в особенности к пользовательскому интерфейсу. И если раньше работа в СЭД преимущественно происходила с карточками и набором реквизитов, то сегодня возрастает понимание того, что первичен именно электронный документ, что неизбежно должно сказаться и на пользовательском интерфейсе системы. В то же время, следует учитывать, что прошлое обновление интерфейса системы вызвало негативное отношение пользователей, - не смотря на значительные улучшение, они сильно привыкли к предыдущей версии. Эта инерция вообще характерна для делопроизводителей, в массе своей людей уже далеко не молодых. Поэтому с одной стороны, редизайн интерфейса проводить нужно, с другой, - сохранить простоту и минимализм совершаемых действия для совершения ежедневных рутинных процедур делопроизводства. У яркости картинки есть и другая сторона, - одним из рыночных трендов становится то, что решение о выборе СЭД все чаще принимают не те, кто будет в ней работать постоянно, а сами руководители, которым более важна наглядность и яркость отображения информации, чем функциональность и простота. Поэтому в ЭОС сейчас работают над редизайном именно «ДЕЛО-WEB» (web-интерфейс доступа ко всем данным и функциям СЭД). Что же касается «толстого» клиента «ДЕЛО», то там к настоящему времени все настолько отработано в плане юзабилити и простоты работы, что в компании решили ничего не менять, - именно с «толстым» клиентов будут продолжать работать делопроизводители.

«Я не очень понимаю, ради чего это все нужно менять, - нам удалось подобрать оптимальный с точки зрения производительности сотрудника дизайн, когда на экране размещено ровно столько информации, сколько нужно, не больше и не меньше. Вполне возможно, что стилистически мы сейчас проигрываем, плюс есть еще не терпящий критики довод, что, если система существует долго, она уже старая и неудобная. Но яркостью картинки сегодня действительно можно привлечь только людей, эпизодически работающих в системе, - тех же руководителей. А для постоянно работающих в СЭД сотрудников важен минимализм действий для совершения той или иной операции. Поэтому редизайн коснется только «ДЕЛО-WEB», однако нельзя сказать, что мы просто сидели все это время, - мы сотрудничали и с дизайнерами, и со специалистами по юзабилити. Сейчас такая работа продолжается для EOS for SharePoint, а далее и для eDocLib. А вся работа по СЭД «ДЕЛО» уже проведена, весь вопрос на самом деле заключается в том, что будет, когда мы покажем новый интерфейс пользователям» - рассказывает Владимир Баласанян.

 

Один из возможных вариантов интерфейса «ДЕЛО-WEB» будущей версии 13.0:
переход от электронной карточки к электронному образу документа

Новый интерфейс «ДЕЛО-WEB», по словам, первого заместителя Генерального директора ЭОС Юрия Назарова, появится к концу года, он будет ориентирован на электронный документооборот. «Но у нас, как и у коллег по рынку, еще очень много клиентов, живущих в условиях карточного оборота. Однозначно рано или поздно к этому все придут, но у нас возникает закономерный вопрос – не рано ли?» - отмечает г-н Назаров.

По его словам, вектор развития всех решений ЭОС постепенно смещается в сторону автоматизации деятельности управленческого персонала всех уровней. К примеру, уже текущая версия СЭД «ДЕЛО» поддерживает интеграцию со СМЭВ, выполнение запросов в ФОИВ и РОИВ, предоставление данных по запросам, использование бизнес-процессов «ДЕЛО», а также оказание государственных услуг в электронном виде на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это обеспечивается путём интеграции с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ) через СМЭВ. К СЭД может быть подключён один или несколько государственных органов власти, при этом для регионов наилучший эффект достигается в случае использования во всех органах исполнительной власти единой базовой СЭД. Для внедрения подсистемы оказания государственных и муниципальных услуг клиенту необходимо, помимо СЭД «ДЕЛО», иметь «Подсистему управления процессами» и «Сервер электронного взаимодействия» (с соответствующими настройками), а также веб-сервисы, обеспечивающие интеграцию СЭД с порталом госуслуг через СМЭВ. Все эти компоненты разрабатываются компанией ЭОС и не требуют развертывания стороннего ПО (более подробно о предоставлении госусуг на базе СЭД «ДЕЛО» см. в специальном материале рубрики «ЭОС» от 20 августа 2012 г.).

Напомним, что в соответствии с результатами исследования развития российского рынка СЭД/ЕСМ в 2011 году, проведенного DSS Consulting, рыночная доля флагманского продукта ЭОС – СЭД «Дело» – продолжает динамично расти. Всеобщий тренд на оказание электронных государственных слуг этому лишь способствует, ранее СЭД «Дело» получила возможность интеграции с системой межведомственного электронного взаимодействия (МЭДО), а теперь и со СМЭВ. По данным аналитиков DSS Consulting, опыт ЭОС в автоматизации государственных органов неоспорим, – с рыночной долей в 61 % можно утверждать, что СЭД «ДЕЛО» стала де-факто отраслевым стандартом (более подробно см. материла рубрики «Аналитика» от 27 июня 2012 г.).

 

Принципиальная схема оказания электронных госуслуг на базе СЭД «ДЕЛО»

В то же время, по словам Владимира Баласаняна, ярким примером нового интерфейса СЭД может служить использования мобильного решения ЭОС «АРМ Руководителя» для планшетов под ОС Windows 7 и на обычных стационарных компьютерах, что уже является практикой во многих организациях - клиентах ЭОС. Это одно из преимуществ «АРМ Руководителя», в котором реализована поддержка как сенсорного экрана, так и мышки, - решение позволяет полноценно работать с Microsoft Word и другими приложениями. Хотя интерфейс следующей версии «АРМ Руководителя» тоже все еще обсуждается, - каких-то хоть сколь-нибудь структурированных и, самое главное, единообразных, требований у руководителей нет, каждый видит это по-своему. Поэтому, к примеру, мобильное решение iEOS (аналог «АРМ Руководителя» для iPad) в ЭОС пока решили сделать в черно-белом минималистском стиле. «Кто-то говорит, - «то что нужно» (Госдума), другие недовольны, им нужна картинка ярче. То есть, еще раз повторю, мы в итоге столкнулись с тем, что с СЭД начинают все больше работать не просто делопроизводители, которые привычно работают в оптимизированном под их нужды «толстом» клиенте ДЕЛО, а средний класс, который работает в системе эпизодически и требует привлекательного интерфейса. Над этим мы и работаем. Потому что раньше при выборе системе была все-таки функциональность, сейчас же – во многом, это интерфейс и наглядность для первых лиц, которые все чаще начинают принимать решение о выборе СЭД вместо делопроизводителей. А они принимают решение исходя не из быстроты регистрации документа, к примеру, а из красочности интерфейса» - комментирует г-н Баласанян.

С мобильными решениями связана и еще одна тенденция, которая широко обсуждалась на «Весеннем документообороте-2013», когда продвинутые руководители уже не удовлетворяются наличием простого Front-end системы электронного документооборота, - они стремятся решать другие задачи, - ведение расписания, планирование встреч, совещаний и т.д. Причем, чтобы эти функции выполнял помощник, к примеру, кто-то записывается на прием и помощник фиксирует у себя, - сразу же это появляется в «АРМ руководителя». У ЭОС есть другой продукт «Приемная руководителя», который закрывает эти функции, - соответственно сейчас, по словам первого заместителя Генерального директора ЭОС Юрия Назарова, в компании думают над тем, как бы из этих двух продуктов создать единое решение, объединив с АРМ. Кроме того, появляются и требования по онлайновой работе в СЭД с мобильных АРМ.

Собственная разработка компании - iEOS, «АРМ руководителя» для планшетов Apple iPad

«Сейчас фактически «АРМ руководителя» (как и аналогичные решения конкурентов) работает в пассивном режиме простой электронной почты, когда руководителю присылают документ, он просматривает его и принимает решение. Сейчас же ряд продвинутых руководителей ставят вопрос шире – о мобильной работе с СЭД в активном режиме, к примеру, для возможности поиска документов в системе, выдаче по ним распоряжений, создания и т.д. Но здесь возникает проблема – три или тридцать три кнопки. Потому что когда создается полнофункциональное решение, возникает большое количество вариантов использования с неизбежным кратным увеличением кнопок. В то же время, руководители же бывают разные, - подавляющей массе все еще действительно достаточно трех кнопок» - рассказывает Юрий Назаров.

Что касается проблемы цифровой подписи в мобильном решении iEOS (аналог «АРМ Руководителя» для iPad), то сертифицированных решений крипто-провайдеров, по словам г-на Назарова, для этого планшета до сих нет, да и вряд ли появится. Сейчас компания «Алладин Р.Д.» выпустила аппаратный ридер смарт-карт для цифровой подписи для iPad, - iEOS будет работать как раз с ним. Это единственное решение, которое можно сертифицировать, потому что крипто-процедура выполняется не в самом iPad, а в ридере. Соответственно, сертифицируется именно он, а планшет выполняет при этом абсолютно пассивную роль. В итоге на выходе получается оригинал документа, прошедший через крипто-процедуры ридера, который на другом конце интерпретируется как с цифровая подпись. Соответственно, в этом случае сам iPad можно будет вывозить без внешнего ридера за границу, - вы не вывозите никакие устройства с элементами шифрования. Стоит также отметить, что в аналогичном партнерском решении для iPad – «Портфель руководителя» компании «Бизнес ИТ» (Ставропольский край) скорее всего, также будет использоваться ридер «Алладин Р.Д.».


Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: электронный документооборот, ЭОС

Дайджест


Другие новости