Понятие «документа в электронном виде»: Терминологическое творчество продолжается

09.02.2017

Не знаю почему, но как только встают задачи совершенствования законодательно-нормативной базы в области управления документами (особенно электронными), все наши законосочинители пытаются первым делом внести свой вклад в создание очередного шедевра в области терминологии, считая, очевидно, их конгениальные находки сразу решат все проблемы.

Минкомсвязи России сделало очередной (вряд ли последний :)) подход к определению понятия «электронный документ», использовав для этого «Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия», утвержденные Постановлением Правительства от 25 декабря 2014 года №1494.
Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2014 года №1494)

Было: 2. Под документом в электронном виде в настоящих Правилах понимается структурированная совокупность данных, обрабатываемая с использованием информационных технологий, представляющая собой установленный набор реквизитов, включая реквизиты, содержащие регистрационные данные документа и усиленную квалифицированную электронную подпись.

Стало: 2. В настоящих Правилах под документом в электронном виде понимается электронный документ, состав реквизитов которого определяется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».
Мой комментарий: Для начала отмечу, что прежнее определение «документа в электронном виде» вообще не лезло ни в какие «ворота» делопроизводства. Согласно новому определению, это одна из разновидностей «электронных документов» (эта мысль уже, как мне кажется, «тянет» на Нобелевскую премию), главным отличием которой от всех остальных является наличие реквизитов, установленных «Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (специалисты знают, что это один из самых неудачных, переполненных ошибками нормативных документов в нашей области, который на практике по сути дела не используется). Интересно было бы узнать, какие еще виды документов Министерство относит к электронным, и какие отличия есть у них.

Видимо, по мнению Минкомсвязи, «документ в электронном виде» и «электронный документ - два разных понятия, и я бы рекомендовала ему поделиться этим открытием со всем международным сообществом, народ-то не в курсе!

Авторы новшества объяснили необходимость уточнения определения тем, что «в настоящее время отсутствует взаимосвязь понятия «документ в электронном виде» с понятием «электронный документ», введённым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также с понятием «документ», которое используется в «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», утверждённых постановлением Правительства от 15 июня 2009 года №477. Вот и пришлось доработать понятие «документ в электронном виде».

Ведомство также считает, что «принятое решение будет способствовать интенсификации перехода к обмену документами в электронном виде» (наверное, по известному принципу, что смех всегда идёт на пользу).

Для справки: «Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия» устанавливают порядок информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов посредством обмена документами в электронном виде, перечень видов которых утверждается Правительством РФ. Обмен электронными сообщениями в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг этим нормативно-правовым актом не регулируется.

В «Перечень видов документов, предусмотренных Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия» (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/04/blog-post_52.html , утв. распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2015 года № 583-р), были включены 37 видов документов, из которых 31 - это различного рода переписка, ещё 3 пункта – материалы заседаний и документы, связанные с контролем исполнения, и последние 3 – это копии и проекты документов различных видов.

В «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» перечислены 28 видов реквизитов, подавляющее большинство из которых не имеет никакого отношения к проектам документов, различным рабочим материалам и переписке, о которых речь идет в «Правилах обмена документами». В Правилах, кстати говоря, есть ещё и очень разумные слова о том, «состав реквизитов документа определяется его видом и назначением» (п.10).

Мой комментарий: С моей точки зрения, «электронный документ» и «документ в электронном виде» - это синонимы, но авторам нормативного документа очень уж хотелось показать свою учёность. При этом новое определение, включенное в малозначительный нормативно-правовой акт, может быть распространено на рабочую документацию Правительства РФ.

Я не поленилась посмотреть, какие термины используются в действующем законодательстве:
Термин «документ в электронном виде» используется в 13 законах;

Термин «электронный документ» используется в 249 законах.
Как мне кажется, если уж вносить уточнение в терминологию, то делать это нужно с умом и на уровне ключевых законов типа «Закона об информации…». В противном случае, термин «документ в электронном виде» в системе государственного управления и во всех остальных правоотношения будет трактоваться неодинаково, что может создать никому не нужные дополнительные проблемы и правовые коллизии.

Источник: Сайт Правительства РФ / Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=211813
http://government.ru/docs/26219/
АВТОР: НАТАША ХРАМЦОВСКАЯ
http://rusrim.blogspot.ru/2017/02/blog-post_56.html

Дайджест


Другие новости



Интервью


АИС МФЦ ДЕЛО готова к поддержке любых государственных инициатив в части предоставления электронных госуслуг населению
Решение для автоматизации предоставления электронных госуслуг через МФЦ - АИС МФЦ ДЕЛО компании ЭОС – одно из наиболее молодых в своем классе...

Внедрения

СЭД «ДЕЛО» в органах власти Тульской области: 9 лет работы, 3000 пользователей, курс на безбумажный документооборот
В Тульской области с 2007 года ведется проект создания информационной системы на основе флагманской разработки компании ЭОС – СЭД «ДЕЛО». Уже ...

Фигура речи


Заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса Вадим Ипатов о трендах развития CompanyMedia:
...