И все по закону, по 94-ому федеральному

04.09.2013

Вячеслав Лазарев
30.08.2013 13:25:07
История основана на реальных событиях.

Ничто так не ограничивает всеобщую справедливость,
как неограниченная никем власть.
Леонид С. Сухоруков

В нашей стране все по закону! Не верите? Ну что же, я вам сейчас это попробую доказать и сделаю это на примере Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». А чтобы предмет конкурса был близок нашему профессиональному сообществу, сформулируем его, допустим, так «Оптимизация технологии электронного документооборота».

Мечта. Сама по себе тема интересная, особенно если Заказчик брендовый. Можно и существующие технологии организации изучить, и с умными людьми пообщаться, да и внести свой вклад на благо Родины. Такой проект должен быть стратегическим и большой финансовой выгоды мы не преследуем. И о чудо, объявляется конкурс, именно такой о котором мечтали, и тема «родная», и Заказчик — один из высших государственных органов власти в стране, и начальная максимальная цена контракта достойная. Это судьба, и мы с горящими глазами, с полной уверенностью выполнить такую работу максимально качественно, готовим заявку на участие в конкурсе, вносим обеспечение и спешим на вскрытие конвертов.

Тремя днями ранее. Конкурс — это ведь соревнование, а к нему надо подходить с умом, продумывать все варианты и при этом, конечно, соблюдать правила. Главное, правила игры ведь известны — вот они в конкурсной документации изложены. Одно огорчает, присутствие некого субъективизма в оценках «Качество работ и квалификация участника конкурса». Но не беда, нос не задираем и заочно «ставим себе» минимум баллов по данному критерию, выигрывать будем ценой. Мы не жадные и цену контракта сократим…раза так в четыре-пять. Отличное предложение получается, ведь минимизация государственных расходов является одной из целей организатора конкурса (смех в зале и громкие аплодисменты). Постойте, что смешного? Так и записано первым пунктом в разделе о целях ФЗ-94 «Эффективное использование средств, выделяемых из бюджета государства и внебюджетных источников».
А как же конкуренты? Ну, если конкурент имеет огромный опыт в данной предметной области и подготовит заявку с блестящим описанием методологии выполнения, ее эффективности и обоснованности, если у конкурента половина проектной команды с профильным высшим образованием и учеными степенями, если за последние годы конкурент выполнил несколько аналогичных проектов, а цену особенно не снизит, то будет тяжеловато, но шансы есть! Ведь значимость объективного критерия «Цена» выше субъективного критерия «Качество работ и квалификация участника конкурса» (и снова смех в зале, аплодисменты переходят в овации).

Час икс. «Чем более сердечен с Вами секретарь конкурсной комиссии, тем больше шансов, что Ваш конкурент уже получил этот заказ». Да бросьте вы искать везде заговоры, конкурс-то не на сотни миллионов долларов, а на парочку миллионов рублей, ну кто из-за такой суммы будет рисковать.
Четыре часа, столько заняла процедура вскрытия всех конвертов (напомним, Заказчик брендовый, лотов много) и мы знаем своих конкурентов. Вернее конкурент всего один — малоизвестная в наших кругах организация, не IT компания, не консалтер, да и документооборотом она, судя по сайту, не занимается, в пресс-релизах замечена не была, в партнерах вендоров не значится. Цена у конкурента стремится к максимальной. Стоп, а где же ожидаемые соперники, где же «монстры», где эти «гиганты безбумажных технологий». «Меня опять терзают смутные сомнения…У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…». Что-то тут не так, но надежда окрыляет, через минуту сомнения растворяются…

Ожидание. Просчитываем варианты, цена в разы ниже конкурентной, 100 баллов по качеству и квалификации конкурент не получит – ну пусть предлагаемая методология на максимальные баллы, пусть обеспечение квалифицированным персоналом на максимальные баллы, но откуда огромный опыт выполнения аналогичных работ (напомним, не профильных для деятельности организации)…Победа, наверняка, будет за нами. Лишь бы заявку допустили, по формальному признаку не отклонили.

Момент истины. Заявка допущена и мы на шаг ближе к своей цели. Ждем, ждем, ждем, протоколы опубликованы, и мы не верим своим глазам — второе место. Ну как же так, как такое возможно, ведь кукуруза царица полей математика царица наук. Может мы в расчетах ошиблись, может быть пожадничали с ценой? Да нет же, она почти в 5 раз ниже максимальной и более чем в 4 раза ниже конкурентной. Эх, не зря сомнения терзали, эх не зря сильнейшие игроки рынка не приняли участие. Оценка нашей заявки по критерию «Качество работ и квалификация участника конкурса» 1 балл из 100 (судя по оценке, мы в своем предложении даже толком объем технического задания не раскрыли), у конкурента 85 из 100 возможных (предложение проработано и детализировано сверх требований технического задания, персонал с учеными степенями и званиями, за последние три года выполнено более 10 работ аналогичных предмету конкурса за сумму не более 20 миллионов рублей, не компания, а «картинка», ай молодцы), и баллов набрали ровно столько, чтобы получить первый рейтинг.

ФАС или комедия. Жгучее желание посмотреть на заявку конкурента, положить заявки рядом и объективно сравнить, получить сведения о персонале и его регалиях, подержать в руках акты выполненных работ (в идеале и движение по расчетным счетам проверить), аналогичных предмету конкурса. Но как? Ведь организатор конкурса никогда не предоставит документы. А если ФАС?!

А теперь (звучит барабанная дробь) апофеоз всего спектакля:
ФЗ-94. Статья 60. Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу.
3.2. Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 настоящего Федерального закона.
Статья 28. Часть 4. Пункт 1.1
качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
Можно долго комментировать, а можно просто отправить читателя к цитате в начале текста.

И все по закону, господа, ВСЕ ПО ЗАКОНУ!

Заключение. Всегда удивлялся слаженности работы конкурсных комиссий, как 18 человек независимо друг от друга, могут в едином порыве, каждой заявке (!) (которых в отдельном конкурсе в сумме по всем лотам может переваливать за сотню) поставить один и тот же (!) балл по всем пунктам (!) критерия «Качество работ и квалификация участника конкурса»? У меня нет ответа на этот вопрос.

О чем статья? Про обиженную на результаты конкурса, коих в нашей стране проводится тысячи, компанию? Совсем нет, нам некогда обижаться, некогда судиться, мы ведь не юридическая компания. Трезво оцениваем «Это просто бизнес, ничего личного!» (Альфонсо Капо́не). Скорее пытались дать информацию для размышления молодым амбициозным компаниям.

P.S. Федеральный закон №94 от 21.07.2005 утрачивает силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ. В новом законе применительно к данной статье изменений нет, играть будем по тем же правилам.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)

Тематики:

Ключевые слова: электронный документооборот

Дайджест


Другие новости