Какие положения 44-ФЗ вступят в силу с нового 2016 года?11.01.2016
С 1 января 2016 года вступают в силу положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они регулируют планирование, нормирование закупок и прочие сферы. На что именно надо обратить внимание и к чему надо подготовиться заранее, рассмотрим ниже. Запуск ЕИС С 1 января 2016 года будет введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Для бесперебойного перехода на новую систему в период с 1 по 10 января 2016 года поставщикам будет обеспечен доступ к данным ЕИС как через существующий интерфейс, так и через новый. В ЕИС сохранятся ранее реализованные на сайте закупок zakupki.gov.ru интерфейсы, но расширится функционал. Нововведения, которые затронут ЕИС: 1. Система будет взаимодействовать с другими ИС, в том числе с системой «Электронный бюджет», что обеспечит интеграцию бюджетных и закупочных процессов. К преимуществам организации информационного взаимодействия относится: 2. ЕИС станет «дружелюбнее» по отношению к малому и среднему бизнесу. Правительство Российской Федерации установило годовой объем закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2016 года в ЕИС будут размещаться соответствующие годовые отчеты с учетом указанных объемов. 3. ЕИС предоставит новые возможности для контроля и аудита. Система будет предоставлять контролирующим органам аналитические инструменты, позволяющие отслеживать нарушения в сфере закупок. Более того, аналитические отчеты по закупкам и контрактам будут размещаться в открытом доступе на ЕИС. По словам представителей Министерства экономического развития, ЕИС призвана минимизировать коррупционную составляющую. Переход на ЕИС обещает исключить возможность проведения «договорных» тендеров, поскольку все контракты будут заключаться в открытом режиме. Не секрет, что сейчас система распределения заказов не всегда является понятной для участников, и некоторые критерии отбора могут вызывать недоумение. Сами разработчики надеются, что открытость и прозрачность новой схемы электронных торгов позволит снизить нагрузку на надзорные органы и суды, сократив число жалоб со стороны «проигравших» аукцион участников. Планирование закупок С 1 января 2016 г. вступает в силу порядок двухэтапного планирования. Двухэтапное планирование представляет собой ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать ещё один документ — план закупок. План закупок представляет собой перечень закупок (условно говоря, перечень нужд), которые должны быть удовлетворены, и информацию о средствах, выделенных для их обеспечения. План-график – перечень мероприятий по реализации плана закупок. Он содержит более детальную информацию об условиях процедур определения контрагентов. Планирование закупок позволит поставщикам (подрядчикам, исполнителям) заранее получать объективную информацию о предстоящих закупках, что, несомненно, будет способствовать повышению конкуренции на рынке госзакупок. План закупок Работу по разработке проектов планов закупок заказчики должны вести уже в середине 2016 года. В связи с тем, что план закупок, согласно бюджетному законодательству, должен быть составлен сроком на три года, в нем должна быть отражена информация обо всех закупках, которые заказчик предполагает осуществить с 2017 по 2019 год включительно. Многих заказчиков беспокоит сложность составления объективного прогноза потребностей в товарах (работах, услугах) сроком на 3 года. С одной стороны, это действительно сложно. Однако не следует забывать, что заказчик имеет право внести изменения в уже утвержденный и размещенный план закупок при наличии обоснованной потребности. Основания для внесения таких изменений содержатся в документе, определяющем порядок ведения плана закупок. Планы закупок формируются и представляются государственными и муниципальными заказчики в сроки не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям средств бюджета субъекта РФ (не позднее 1 августа — главным распорядителям средств местного бюджета). План закупок включает в себя следующую информацию: План-график закупок План-график закупок является инструментом детального планирования. Он составляется на основе плана закупок на один финансовый год и включает в числе прочего следующую информацию: Подробнее о плане и плане-графике. Нормирование закупок Механизм нормирования вступит в силу с 1 января 2016 года. Он позволит полностью исключить закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства. Нормирование закупок необходимо для исключения коррупционной составляющей в процедуре размещения заказов. Нередко на практике недобросовестные заказчики нерационально расходуют бюджетные средства, закупая дорогостоящее имущество по завышенным ценам (товары класса люкс). Посредством нормирования закупок законодатель будет устанавливать требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг. Нормирование закупок позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Теперь при осуществлении закупок будут учитываться ограничительные нормативы, как по стоимости, так и по характеристикам. Для каждого чиновника будет определено конкретное количество канцтоваров, установлены нормы по услугам связи, оргтехники и т.д. Кроме того, в обсуждении правовых актов о нормировании в сфере закупок будет принимать участие общественность, так как. локальные акты органов власти подлежат в обязательном порядке размещению на общедоступном информационном ресурсе, которым является общероссийский официальный сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru. Ожидаемый бюджетный эффект от нормирования закупок выразится, прежде всего, в повышении эффективности использования бюджетных средств. Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования закупок. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают свои правила нормирования в соответствии с установленными требованиями. Обоснование закупок Эта процедура необходима для того, чтобы установить соответствие планируемой закупки целям ее проведения. Она применяется при формировании плана закупок и плана-графика: 1. При формировании плана закупок заказчик должен обосновать каждый объект закупки исходя из того, соответствует ли он целям и требованиям, которые предъявляются к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене). 2. При формировании плана-графика заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену контракта, способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки. ФАС России проводит оценку обоснованности закупок, осуществляя их мониторинг, аудит и контроль, по результатам которой они могут быть признаны необоснованными. Это является основанием для выдачи предписания на устранение допущенных нарушений, а также основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ. Идентификационный код закупки (ИКЗ) С 1 января 2016 года почти все госзакупки, проводимые в рамках № 44-ФЗ, получат уникальный идентификационный код (ИКЗ). Благодаря ему информацию о сделке можно будет моментально найти на Официальном сайте закупок zakupki.gov.ru, на электронных площадках и других ресурсах, содержащих информацию о торгах. Один код будет соответствовать одной закупке. Если закупка состоит из нескольких лотов, то каждому будет присвоен отдельный код. Будет ли единый код у всей многолотовой закупки, пока неясно. Идентификационный код закупки представляет собой цифровой машиночитаемый код, состоящий из 36 знаков. Любопытно, что цифровая структура кода имеет одно существенное ограничение. В той части, что касается количества размещаемых заказов, максимальное значение плана-графика равно 999, а плана – 9999. Это предельно допустимое количество закупок для одного заказчика в год и на 3 года соответственно. Касаемо разряда 30-33, расширен перечень товаров, работ и услуг, закупаемых в электронной форме, а также вводится норма об обязательном применении кодов ОКВЭД2 и ОКПД2 при формировании планов закупок. На сайте economy.gov.ru размещены переходные ключи ОКДП-ОКПД2 и ОКВЭД-ОКВЭД2. С 30 ноября 2015 года размещение новых планов закупок на 2016 год на ООС возможно только с использованием новых кодов ОКВЭД2 и ОКПД2. До 1 января 2016 года возможно внести изменения в ранее опубликованный на zakupki.gov.ru план закупок с использованием ОКДП и ОКВЭД, с 1 января все изменения – только с новыми кодами. Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru) Тематики: Интеграция, ПО Ключевые слова: электронный документооборот
|