Предпринимателям будет сложнее получить электронную подпись

15.02.2016

Рынок удостоверяющих центров (УЦ), которые обеспечивают бизнес электронными подписями для разных нужд (сдача отчетности, участие в торгах, электронный документооборот), может поредеть. Требования к ним серьезно ужесточились, пишет РГ.

Раньше центру достаточно было иметь 1,5 миллиона рублей чистых активов, сейчас закон требует 7 миллионов. Сумма страхования ответственности выросла с 1,5 миллиона до минимальных 30 миллионов (максимум - 100). "Если предположить, что страховая премия составит 2 процента, то даже от 30 миллионов - это 600 тысяч в год. Для небольших региональных центров такая сумма станет серьезной проблемой. Можно прогнозировать, что половина из 200 коммерческих удостоверяющих центров с рынка уйдет", - поясняет Михаил Добровольский, эксперт УЦ "СКБ Контур".

Сегодня в реестре минкомсвязи 381 центр. Если часть их закроется, на рынке останутся самые крупные игроки. Из-за этого могут пострадать и клиенты закрывшихся центров - предприятия и организации. Выданные ими сертификаты подписей передадут на обслуживание в головной центр минкомсвязи. Он обеспечит работоспособность сертификата, но не будет предоставлять дополнительные сервисы, оказывать техподдержку.

Еще одно жесткое и сложное для выполнения требование - проверять сведения, вносимые в сертификаты, с помощью Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но доступ через нее открыт лишь к данным из Федеральной налоговой службы, а Пенсионный фонд России и Федеральная миграционная служба закрыты. Например, через межведомственную систему не удастся получить данные о СНИЛС, хотя эти сведения требуются для получения сертификата квалифицированной электронной подписи.

Если система межведомственного взаимодействия будет работать быстро и слаженно, то особых проблем не возникнет. "Но если ответ на электронный запрос придется ждать дольше, - говорит эксперт, - чем получить от клиента пакет оригиналов или заверенных копий, то удостоверяющие центры будут вынуждены запрашивать у клиентов эти документы, хотя формально закон не дает такого права. А выпуск сертификатов вообще без проверки сведений подорвет доверие к подписи - основе электронного документооборота".

Сведения, поданные заявителем для внесения в квалифицированный сертификат, могут не соответствовать информации из СМЭВ. Тогда центр откажет клиенту, даже если он пришел с оригиналами документов. Центр не имеет права выдать сертификат, пока информация не обновится в официальных источниках - например, в базе данных ФНС.

"Сведения в базах ведомств не обновляются мгновенно, к тому же в них бывают ошибки, - поясняет Добровольский. - Единичные расхождения устранить несложно, но если весомый процент информации в СМЭВ будет неактуален, то центр продолжат опираться на сведения из бумажных документов заявителя, формально входя в противоречие с новой версией закона".

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: ЭЦП

Дайджест


Другие новости