Отсутствие финансирование затормозило развитие проекта «Умная школа»

17.02.2016

В 2013 году республика вступила в проект по созданию единой электронной образовательной среды. Предполагалось, что благодаря оснащению школ компьютерами и подключению их к Интернету уже к 1 января 2014 года будет создана единая электронная база данных по всем учебным заведениям республики.

Каждый родитель сможет зайти на портал gosuslugi.ru и там, к примеру, записать ребенка в школу, получить сведения об учебной программе, оценках, посещаемости, результатах экзамена и так далее. Если в течение трех дней ответ не поступит — на федеральном уровне это расценивалось как отказ в предоставлении госуслуги.

Стартом для «среды» должен был стать республиканский конкурс «Умная школа Бурятии» с призовым фондом в 50 млн рублей. На эти деньги 30 школ-победителей оснастили компьютерами, сетевым оборудованием и прочей необходимой техникой. К примеру, проект Барагханской школы Курумканского района, занявший в конкурсе первое место, публично был назван экспертами бурятским Сколково. Впрочем, прошло три года, а никакой электронной образовательной среды, не говоря уже о Сколково или дистанционном образовании, в Бурятии так и не появилось, несмотря на то, что абсолютно в каждой школе теперь есть компьютеры, бесплатный Интернет (даже wi-fi) и ответственные за это люди. Почему «Умная школа» исчезла и даже проект электронного журнала так и не стал в республике массовым, мы решили спросить у тех, кто не просто был участником практически всех информационных проектов в школах Бурятии, но и сумел в своих учебных заведениях кое-что воплотить.

2 мегабита в секунду вместо 100

— Идея проекта «Умная школа» была в том, чтобы «поместить» в Интернете всю жизнь школы вплоть до того, чтобы вести там обучение детей, в какой бы точке земного шара эти дети ни находились, — пояснил замдиректора по информационным технологиям гимназии №14 Александр Меркулов. — Электронный журнал, которых создано множество, это только часть среды, где можно выставлять и смотреть оценки, видеть домашние задания, посещение детей и все остальное. Если рассматривать электронный журнал как часть электронной образовательной среды, то на сегодня, по нашим данным, такое есть только в Москве. В Бурятии нам предложили проект «Эврика-дэйли», но он не пошел по ряду причин, в том числе и потому, что бесплатно министерство могло предложить каждой школе скорость только в 2-4 мегабита/сек., что чрезвычайно мало, если сравнить с тем, что у некоторых дома уже 100 мегабит.

Плюс приходится признать, что изначально большинство учителей оказалось не готово к научно-техническому прогрессу. Даже электронный журнал, который является самым простым воплощением электронной среды, далеко не у всех педагогов вызвал восторг. Сегодня, когда на систему «Элжур» в гимназии №14 переведены все классы от 1 до 11, мы отказались от бумажных журналов и дневников, многие действительно почувствовали, насколько это удобно и полезно, но даже сейчас, если провести анонимный опрос, то не удивлюсь, если 10-20 процентов учителей скажут, что все это им сложно.

Чтобы в нашей школе был высокоскоростной Интернет, мы вынуждены были дополнительно за внебюджетные средства (здесь отдельное спасибо стоит сказать родителям учеников и попечительскому совету гимназии) подключить оптоволоконный канал скоростью в 10 мегабит/сек. и установить контентный фильтр. На «Элжур» этого хватает, а вот на полноценную работу в электронной образовательной среде, где, к примеру, одновременно несколько классов могли бы выйти в Интернет, — такой скорости будет мало.

Видеть ребенка, как на рентгене

— В результате проекта «Умная школа Бурятии» в нашей школе была создана локальная сеть с выходом в Интернет, объединившая все учебные кабинеты, мастерские, спортивные залы, библиотеку, медицинский и административные кабинеты, — рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе школы №47 Елена Гармаева. — Вся территория школы охвачена free wi-fi, все наши педагоги обеспечены ноутбуками, компьютерами, для учащихся закуплены 25 планшетов, но основной проблемой внедрения «среды» стала низкая скорость Интернета, которая у нас такая же, как и во всех школах республики. Технической новинкой для наших родителей и детей стала интерактивная панель, установленная в фойе здания, где любой может посмотреть расписание уроков, новостную ленту и массу других полезных вещей. В настоящий момент мы занимаемся внедрением электронной среды («Элжур»). К примеру, в электронно-образовательной среде школы происходит электронный документооборот, информирование и общение участников образовательного процесса и многое другое.

— В нашей школе все 40 кабинетов оснащены учительскими компьютерами, подключенными к Интернету, — поделилась опытом замдиректора по информационным технологиям гимназии №33 Очирма Алтаева. — У нас есть локальная сеть, есть wi-fi в любой точке гимназии, 3 мобильных класса, готовых для проведения уроков в электронной среде. Но для того, чтобы любая среда работала, нужны не разовые, а постоянные финансовые вливания. На «Умную школу» один раз были выделены федеральные средства, но дальше продолжения это не получило. Сейчас скорость у нас 4 мегабита в секунду, что позволило нам перевести с декабря прошлого года на «Элжур» с 1 по 3 класс пока с параллельным ведением бумажных журналов и дневников. Мы пробовали несколько журналов, но остановились на «Элжур», потому что он прост, понятен и наиболее нам подходит. Немаловажно, что большинство того, что предлагает «Элжур» — это бесплатно.

К примеру, в «Элжуре» ставятся оценки по 5-балльной системе, к чему привыкли родители. «Элжур» позволяет родителю в мобильном приложении к своему телефону видеть ребенка, как на рентгене, — какую оценку получил, какую тему не выучил, какое задание было на сегодня, но главное, он позволяет отражать внеурочную деятельность ребенка, вести его портфолио, что требуют сегодня ФГОСЫ. Мы заметили, что дети, обычно молчащие на уроке, в электронной среде ведут себя куда активнее. Сегодня электронная среда гимназии №33 — это в основном наш сайт, где мы обмениваемся мнениями, размещаем объявления, вовлекаем в деятельность родителей. Недавно на всероссийском конкурсе наш сайт был отмечен как один из лучших сайтов школы Российской Федерации.  

Плюсы и минусы «Элжура»

— Представьте, что учителю не нужно ежемесячно заполнять бумажный журнал на 36 учеников, не нужно писать отчеты — все отчеты автоматически составляются в «Элжуре», и это, конечно, огромное подспорье в работе, — рассказывает замдиректора по методической работе гимназии №14 Юлия Сальникова. — Чтобы сообщить что-то ученикам, учителям или родителям, достаточно просто разместить это в «Элжуре». Если я забыла выставить оценки, что-то заполнить, «Элжур» мне об этом сразу напомнит. Как учитель я могу давать детям в «Элжуре» индивидуальные задания, могу прикрепить файлы, могу написать сообщение для родителей и детей и за секунду отправить всем. Мы заметили, что с введением «Элжура» родители стали более активными, потому что информация для них стала более доступней, они заходят в свой аккаунт, где, например, есть функция — «оценки, просмотренные родителями». Родитель может отправить письмо учителю, завучу, директору и точно также получить на свое письмо ответ. Есть и такое, что под ником родителей на этот аккаунт заходят сами дети и ставят галочку, но это быстро становится явным.

Электронная среда позволяет не носить учебники, а пользоваться на уроке планшетом, куда закачан электронный учебник. В современных условиях мы используем в качестве электронной версии учебника отсканированный его вариант. Электронная среда в школе — это здорово, но она также не лишена минусов. К примеру, у нас возникли вопросы относительно СанПиНа, потому что больше 15 минут за компьютером детям находиться нельзя, а значит, через 15 минут их надо из этой «среды» вытаскивать, предлагать что-то другое. У нас обычная школа, прикрепленная к микрорайону, а значит, есть дети, у кого дома нет ни компьютера, ни планшета, ни Интернета, поэтому для них все сохраняется на бумажном носителе. Кроме того, «Элжур» выстроен таким образом, что с первой же полученной оценки у ребенка начинает формироваться средний балл, на основе которого выводится оценка за четверть. Ребенок и раньше знал свои оценки, но теперь, наглядно видя свой хороший средний балл, он просто занимает выжидательную позицию. Чтобы мотивировать его, учитель должен вновь что-то придумать, уже в электронной среде, и так до бесконечности.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронный документооборот

Дайджест


Другие новости