Электронный документооборот: неравномерное развитие

22.04.2013

Гиль­дия управ­ля­ю­щих до­ку­мен­та­ци­ей про­ве­ла фо­ру­ма «Ин­фо­до­кум», со­брав­ший спе­ци­а­ли­стов по до­ку­мен­то­обо­ро­ту ор­га­нов вла­сти раз­ных регионов

В Москве в оче­ред­ной раз про­шел еже­год­ный форум «Ин­фо­до­кум», по­свя­щен­ный во­про­сам до­ку­мен­то­обо­ро­та в ор­га­нах вла­сти и
мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. «Ин­фо­до­кум» про­во­дит­ся два­жды в год, при­чем зим­нее ме­ро­при­я­тие ори­ен­ти­ро­ва­но на биз­нес-ауди­то­рию, а
ве­сен­нее — на ор­га­ны вла­сти. Ор­га­ни­за­тор фо­ру­ма — Гиль­дия управ­ля­ю­щих до­ку­мен­та­ци­ей, объ­еди­ня­ю­щая про­фес­си­о­на­лов в сфере
до­ку­мен­та­ци­он­но­го и ин­фор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния управления.
Сер­гей Афа­на­сьев, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Гиль­дии, в своем ввод­ном до­кла­де от­ме­тил, что хотя за 25 лет в нашей стране со­зда­но
более сотни раз­лич­ных си­стем управ­ле­ния элек­трон­ны­ми до­ку­мен­та­ми, до сих пор не су­ще­ству­ет прак­ти­че­ски при­ме­ни­мой спе­ци­фи­ка­ции,
ко­то­рая уста­нав­ли­ва­ла бы тре­бо­ва­ния к их функ­ци­о­на­лу и ка­че­ству. По его сло­вам, по­ку­па­те­ли си­сте­мы не в со­сто­я­нии объ­ек­тив­но
оце­ни­вать пред­ло­же­ния по­став­щи­ков из-за от­сут­ствия фор­маль­ных тре­бо­ва­ний к про­грамм­ным про­дук­там. Несо­от­вет­ствие ин­фор­ма­ци­он­ной
си­сте­мы по­треб­но­стям за­каз­чи­ка во мно­гих слу­ча­ях вы­яв­ля­ет­ся уже после ее внед­ре­ния — по неко­то­рым оцен­кам, не менее 35% уста­нов­лен­ных си­стем не при­жи­ва­ют­ся в ап­па­ра­тах управ­ле­ния. Так, в ТНК-BP, по сло­вам Афа­на­сье­ва, си­сте­ма элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та
ме­ня­лась че­ты­ре раза.
Как под­черк­нул глава Гиль­дии, в меж­ду­на­род­ной прак­ти­ке при­ня­тие фор­маль­ных тре­бо­ва­ний к про­грамм­ным про­дук­там тра­ди­ци­он­но со­про­вож­да­ет­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем си­сте­мы кон­тро­ля ка­че­ства по­след­них. На­при­мер, ев­ро­пей­ская спе­ци­фи­ка­ция для си­стем управ­ле­ния элек­трон­ны­ми до­ку­мен­та­ми (СУЭД) MoReq со­зда­ва­лась па­рал­лель­но с си­сте­мой сер­ти­фи­ка­ции, и тру­до­за­тра­ты на со­зда­ние ме­ха­низ­ма кон­тро­ля ка­че­ства
со­по­ста­ви­мы с тру­до­за­тра­та­ми на со­зда­ние са­мо­го стандарта.Но даже при на­ли­чии си­сте­мы кон­тро­ля ка­че­ства необ­хо­ди­ма до­ста­точ­ная
мо­ти­ва­ция к ее ис­поль­зо­ва­нию. Так, си­сте­ма доб­ро­воль­ной сер­ти­фи­ка­ции СУЭД «ДОУ-Сер­ти­фи­кат» не поль­зу­ет­ся спро­сом, по­сколь­ку
го­су­дар­ство «не тре­бу­ет от ап­па­ра­тов ор­га­нов вла­сти при­ме­не­ния ка­че­ствен­ных про­грамм­ных про­дук­тов, со­от­вет­ству­ю­щих уста­нов­лен­ным
тре­бо­ва­ни­ям». Тре­бо­ва­ния к си­сте­мам элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та, раз­ра­бо­тан­ные Мин­ком­свя­зи, по сло­вам
Афа­на­сье­ва, по-преж­не­му оста­ют­ся на бумаге.
По­ми­мо мо­ти­ва­ции, необ­хо­ди­мы стан­дар­ты вза­и­мо­дей­ствия си­стем, тре­бо­ва­ния к ра­бо­те в «об­ла­ках», тер­ми­но­ло­ги­че­ские сло­ва­ри, пе­ре­вод меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов. Ко­ро­че го­во­ря, го­су­дар­ство долж­но уде­лять боль­ше вни­ма­ния и средств про­бле­мам со­зда­ния эф­фек­тив­ных си­стем документооборота.
Между тем от­дель­ные ор­га­ны вла­сти могут по­хва­стать­ся раз­ви­ты­ми си­сте­ма­ми ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ствия и элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та. Так, Выс­ший ар­бит­раж­ный суд РФ рас­по­ла­га­ет элек­трон­ной кар­то­те­кой ар­бит­раж­ных дел, обес­пе­чи­ва­ю­щей всем же­ла­ю­щим до­ступ к такой ин­фор­ма­ции, как номер дела, дли­тель­ность рас­смот­ре­ния, лица, участ­ву­ю­щие в деле, про­хож­де­ние в раз­лич­ных ин­стан­ци­ях, а также все су­деб­ные до­ку­мен­ты и со­бы­тия по делу. Сей­час в кар­то­те­ке (она на­хо­дит­ся по ад­ре­су kad.​arbitr.​ru) более 10 млн дел, до­ступ к ко­то­рым воз­мо­жен через Ин­тер­нет как с обыч­ных ком­пью­те­ров, так и с мо­биль­ных ин­фор­ма­ци­он­ных устройств раз­ных плат­форм (вклю­чая iOS и Windows Mobile).
Что ка­са­ет­ся су­деб­ных актов, то все пер­вич­ные до­ку­мен­ты яв­ля­ют­ся элек­трон­ны­ми. Их бу­маж­ные копии в обя­за­тель­ном по­ряд­ке снаб­жа­ют­ся
QR-ко­да­ми, га­ран­ти­ру­ю­щи­ми вы­со­кую сте­пень за­щи­ты от под­дел­ки; судья не может под­пи­сать до­ку­мент без QR-кода.На­чаль­ник кон­троль­но-ана­ли­ти­че­ско­го управ­ле­ния Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го суда Елена Ава­кян по­жа­ло­ва­лась на боль­шие тру­до­за­тра­ты по пе­ре­во­ду в элек­трон­ную форму вхо­дя­щих бу­маж­ных до­ку­мен­тов. Ар­бит­раж­ный суд пред­по­чел бы по­лу­чать все ис­ко­вые за­яв­ле­ния в элек­трон­ном виде. На
пор­та­ле pasrf.​arbitr.​ru су­ще­ству­ет ма­стер, поз­во­ля­ю­щий непро­фес­си­о­на­лу под­го­то­вить кор­рект­ное ис­ко­вое
заявление.
На­чаль­ник управ­ле­ния де­ло­про­из­вод­ства ад­ми­ни­стра­ции Вла­ди­мир­ской об­ла­сти Нина Мар­ты­но­ва рас­ска­за­ла о со­зда­нии си­сте­мы
элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та на базе сво­бод­но­го ПО. Оце­нив за­тра­ты на ли­цен­зии Lotus (4,5 млн руб. за 800 ра­бо­чих мест) и
функ­ци­о­наль­ность ПО IBM, в ад­ми­ни­стра­ции от­да­ли пред­по­чте­ние си­сте­ме на плат­фор­ме Alfresco. Раз­ра­бот­ка си­сте­мы обо­шлась в
со­по­ста­ви­мую сумму при боль­шей функ­ци­о­наль­но­сти и от­сут­ствии за­ви­си­мо­сти от поставщика.
Сле­ду­ет под­черк­нуть, что пе­ре­ход на элек­трон­ное ин­фор­ма­ци­он­ное вза­и­мо­дей­ствие тре­бу­ет пе­ре­осмыс­ле­ния клю­че­вых по­ня­тий до­ку­мен­то­обо­ро­та. Пред­ста­ви­тель Мин­ком­свя­зи упо­ми­нал, на­при­мер, такую про­бле­му, как необ­хо­ди­мость под­пи­сы­ва­ния элек­трон­ной под­пи­сью каж­дой от­дель­ной стра­ни­цы элек­трон­но­го до­ку­мен­та — при том, что в сущ­но­сти элек­трон­ный до­ку­мент не тре­бу­ет раз­де­ле­ния на стра­ни­цы. Умест­но вспом­нить тезис Кон­стан­ти­на Нос­ко­ва, за­ни­мав­ше­го пост ди­рек­то­ра де­пар­та­мен­та ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и связи Пра­ви­тель­ства РФ, о том, что при ока­за­нии го­су­дар­ствен­ных услуг ве­дом­ствам чаще всего нужно об­ме­ни­вать­ся не до­ку­мен­та­ми, а ин­фор­ма­ци­ей. Так, чи­нов­ник од­но­го ве­дом­ства может сфор­ми­ро­вать за­прос к базе дан­ных дру­го­го ве­дом­ства и по­лу­чить необ­хо­ди­мую для при­ня­тия ре­ше­ния ин­фор­ма­цию, ко­то­рую нет необ­хо­ди­мо­сти оформ­лять в виде до­ку­мен­та. (См. «Ин­фор­ма­ция вме­сто справки», Computerworld Россия, № 32, 2010).

Источник: osp.ru

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронный документооборот

Дайджест


Другие новости