Сократить цифровое неравенство

23.10.2013

В Мос­ков­ской об­ла­сти учат ком­пью­тер­ной гра­мо­те и поль­зо­ва­нию го­сус­лу­га­ми в элек­трон­ной форме

На сайте «Умное Под­мос­ко­вье» на­чи­на­ю­щие поль­зо­ва­те­ли ком­пью­те­ров могут обу­чить­ся ос­но­вам ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти, поль­зо­ва­нию Ин­тер­не­том и электронными госуслугами
Пра­ви­тель­ство Мос­ков­ской об­ла­сти на­ча­ло про­ект по обу­че­нию на­се­ле­ния поль­зо­ва­нию элек­трон­ны­ми услу­га­ми. Для этого со­здан спе­ци­аль­ный ин­тер­нет-пор­тал «Умное Подмосковье», с по­мо­щью ко­то­ро­го любой же­ла­ю­щий может на­учить­ся поль­зо­вать­ся со­вре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми вза­и­мо­дей­ствия с го­су­дар­ством. По мне­нию Марии Юр­ге­лас, ми­ни­стра го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и связи Мос­ков­ской об­ла­сти, ос­нов­ной про­бле­мой здесь яв­ля­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская бо­язнь новых тех­но­ло­гий. «Для того чтобы пре­одо­леть пси­хо­ло­ги­че­ские ба­рье­ры в при­ме­не­нии вы­со­ких тех­но­ло­гий и пред­ла­га­ет­ся обу­чать граж­дан ос­но­вам ком­пью­тер­ной гра­мот­но­сти и поль­зо­ва­нию Ин­тер­не­том», — от­ме­ти­ла Юр­ге­лас. Сто­и­мость про­ек­та для Под­мос­ко­вья оце­ни­ва­ет­ся в 5-10 млн руб.; на те­ку­щий мо­мент на со­зда­ние ви­део­кур­сов по­тра­че­но 2,4 млн руб.
Сей­час на сайте рас­по­ло­же­но пять обу­ча­ю­щих про­грамм, ко­то­рые поз­во­лят всем же­ла­ю­щим на­учить­ся поль­зо­вать­ся со­вре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми вза­и­мо­дей­ствия с ор­га­на­ми вла­сти. В част­но­сти, любой по­се­ти­тель сайта может про­слу­шать ви­део­кур­сы по темам «Ком­пью­тер­ная гра­мот­ность», «Офис­ные про­дук­ты», «Ра­бо­та в Ин­тер­не­те», «Без­опас­ность в Ин­тер­не­те» и «За­щи­та детей». Курсы со­сто­ят из несколь­ких уро­ков, после каж­до­го из ко­то­рых есть несколь­ко во­про­сов для про­вер­ки. От­ве­тить на них можно, за­ре­ги­стри­ро­вав­шись и на­звав свое имя и район про­жи­ва­ния. Толь­ко после этого можно будет про­ве­рить свое зна­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий и даже по­лу­чить диплом.
Одна из стра­те­ги­че­ских целей — со­зда­ние со­об­ще­ства гра­мот­ных ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­лей, ко­то­рые в свою оче­редь будут по­мо­гать дру­гим осва­и­вать со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии. По оцен­кам Ана­то­лия Шкре­да, рек­то­ра На­ци­о­наль­но­го от­кры­то­го уни­вер­си­те­та «ИН­ТУ­ИТ», если для пол­но­цен­но­го ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­ных го­сус­луг в Под­мос­ко­вье нужно обу­чить до­пол­ни­тель­но около мил­ли­о­на жи­те­лей об­ра­ще­нию с ком­пью­те­ра­ми и Ин­тер­не­том для вза­и­мо­дей­ствия с го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­нам, то необ­хо­ди­мо как ми­ни­мум 100 тыс. гра­мот­ных поль­зо­ва­те­лей, каж­дый из ко­то­рых по­де­лит­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми в этой об­ла­сти еще с де­ся­тью согражданами.
Элек­трон­ная форма об­ра­ще­ния граж­дан поз­во­ля­ет го­су­дар­ству со­кра­тить рас­хо­ды и время на об­слу­жи­ва­ние од­но­го че­ло­ве­ка. Она эко­но­ми­че­ски более вы­год­на, чем тра­ди­ци­он­ная очная форма, по­сколь­ку не тре­бу­ет со­дер­жать боль­шое число со­труд­ни­ков для об­слу­жи­ва­ния по­се­ти­те­лей, пла­тить за арен­ду по­ме­ще­ний для при­е­ма граж­дан, ор­га­ни­зо­вы­вать об­слу­жи­ва­ние оче­ре­дей. В элек­трон­ной си­сте­ме можно эф­фек­тив­но ав­то­ма­ти­зи­ро­вать об­ра­бот­ку за­про­сов от граж­дан, не тре­буя от них лич­но­го при­сут­ствия. К тому же тра­ди­ци­он­ный спо­соб ра­бо­ты с граж­да­на­ми ока­зы­ва­ет­ся до­ста­точ­но мед­лен­ным, по­сколь­ку опе­ра­то­ру нужно ка­кое-то время на вы­яс­не­ние об­сто­я­тельств воз­ник­шей перед по­се­ти­те­лем про­бле­мы, тогда как при элек­трон­ной форме об­ра­ще­ния поль­зо­ва­тель может са­мо­сто­я­тель­но сфор­му­ли­ро­вать про­бле­му, ко­то­рую ему нужно ре­шить, — его до­ста­точ­но этому на­учить. Имен­но для этого и пред­на­зна­чен пор­тал «Умное Подмосковье».
Пре­мьер-ми­нистр Дмит­рий Медведев еще в мае про­шло­го года по­тре­бо­вал от чи­нов­ни­ков уве­ли­че­ния доли людей, ко­то­рые ис­поль­зу­ют го­су­дар­ствен­ные услу­ги в элек­трон­ном виде, до 70% к 2018 году. При этом он про­сил упро­стить сами сайты, чтобы в них было легко разо­брать­ся. Од­на­ко, важ­нее не столь­ко упро­щать ин­тер­фей­сы, сколь­ко обу­чать граж­дан воз­мож­но­стям сай­тов, чтобы они не бо­я­лись об­ра­щать­ся с но­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Сей­час по ста­ти­сти­ке толь­ко 45% жи­те­лей Под­мос­ко­вья имеют ком­пью­те­ры и лишь 43% под­клю­че­ны к Ин­тер­не­ту, то есть ком­пью­тер есть прак­ти­че­ски в каж­дой семье. Од­на­ко поль­зу­ют­ся этими воз­мож­но­стя­ми да­ле­ко не все ее члены. По­это­му было бы пра­виль­но, если бы ком­пью­тер­но гра­мот­ные люди про­сто обу­чи­ли на­вы­кам ра­бо­ты с го­сус­лу­га­ми и дру­гих чле­нов своей семьи. В прин­ци­пе, опыт ре­а­ли­за­ции та­ко­го са­мо­под­дер­жи­ва­ю­ще­го­ся об­ра­зо­ва­ния может быть рас­ши­рен и на всю стра­ну. «Вна­ча­ле мы по­про­бу­ем под­нять ком­пью­тер­ную гра­мот­ность в Под­мос­ко­вье, а потом пред­ло­жим и дру­гим ре­ги­о­нам по­пы­тать­ся по­стро­ить ана­ло­гич­ные ре­сур­сы», — ска­за­ла Юргелас.

Источник: osp.ru

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронное правительство

Дайджест


Другие новости