СЭД на основе Open Source-компонентов. Внедрена в Пенсионном фонде России и тиражируется на все его отделения

25.04.2016

Пенсионный фонд России развивает подсистему электронного документооборота (ПЭД ПФР) в составе АИС ПФР-2. Решение, разработка которого началась в 2013 году, гибко настраивается под функциональную и организационную реорганизацию ПФР, имеет полностью открытый программный код и необходимый набор интеграционных интерфейсов, оно соответствует ГОСТ и обеспечивает необходимый уровень защиты информации. В течение 2016-2017 годов планируется тиражирование созданной ПЭД на все 84 отделения ПФР. В 2017 году также предполагается разработать ПЭД УПФР и в 2017-2019 годах внедрить ее в 2700 управлениях.

О заказчике

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений (УПФР) в Федеральных округах Российской Федерации, 84 Отделения Пенсионного фонда (ОПФР) в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 700 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.

Об исполнителе

ЗАО «Эр-Стайл»ЗАО «Эр-Стайл» – российский системный интегратор и поставщик корпоративных информационных решений. Компания была основана в 1991 году. Филиалы компании размещаются во всех центрах федеральных округов и крупных городах России. Специалистами ЗАО «Эр-Стайл», многие из которых сертифицированы ведущими мировыми поставщиками ИТ-решений, выполняется множество крупных проектов для органов государственной власти, муниципальных учреждений, промышленных предприятий, строительных компаний, предприятий торговли и организаций финансовой сферы. Среди заказчиков ЗАО «Эр-Стайл»  ФНС РФ, ЦБ РФ, Пенсионный фонд РФ, ГТК РФ, ГАН РФ, Мининформсвязи РФ, ГУИН Минюста РФ, Госнаркоконтроль РФ, Мосгортранс, Большой театр РФ, Пробизнесбанк, «Аэрофлот», «Русал», «Росэнергоатом», «Дальэнерго», «Сан-Гобэн Изовер» и другие.

Предпосылки проекта

Как рассказал начальник Департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда РФ Рубен Энфиаджян, предпосылками для внедрения ЭДО в ПФР стали такие факторы, как низкая оперативность исполнения поручений, а также отсутствие оперативного контроля за исполнением поручений, инструментов для совместной работы с документами, электронного взаимодействия между территориальными органами и электронного архива документов. Рубен Энфиаджян сообщил, что ранее в различных юрлицах в составе ПФР проводились внедрения систем, обеспечивающих ведение электронного документооборота. Когда организация оказалась в процессе реструктуризации, и потребовалась единая, гибкая система ЭДО.

Начальник Департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда РФ Рубен Энфиаджян

Начальник Департамента управления инфраструктурой автоматизированной
информационной системы Пенсионного фонда РФ Рубен Энфиаджян

Основными требованиями к ПЭД ПФР были: встраиваемость в АИС-ПФР-2 (систему нового поколения, предназначенную для учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования, организации и ведения сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав), интеграция с имеющимся ПО, наличие специализированных модулей и открытые коды. «Раньше мы использовали проприетарные продукты, но после изменения экономической ситуации стали постепенно переходить на СПО», - отметил Рубен Энфиаджян.

Задачи проекта

Задачи, которые была призвана решить ПЭД ПФР:

  • Организация ЮЗЭДО по всем типам обрабатываемых документов: входящая, исходящая, внутренняя корреспонденция; нормативно-правовые акты, протоколы; проекты конкурсной документации, гос.контракты, соглашения; обращения граждан; финансовый документооборот (обмен извещениями о передаче гос.имущества и прочее).
  • Отказ от движения бумажных документов как между структурными подразделениями, так и между территориальными органами.
  • Интеграция системы электронного документооборота ПФР с системами межведомственного электронного документооборота (МЭДО, СМЭВ и другими).
  • Обеспечение оперативного контроля за исполнением поручений на любом уровне исполнения.
  • Обеспечение мобильности пользователей.
  • Минимизация операционных затрат на эксплуатацию системы электронного документооборота.

Ход проекта

После проведенного конкурса была выбран продукт, ранее созданный компанией «Эр-Стайл» для одного из ведомств ПФР. Данная отечественная разработка была передана в собственность ПФР, она не требует лицензионных отчислений, имеет трехуровневую архитектуру с доступом через web, развитую систему фильтров и мощный поисковый механизм, поддерживает работу с различными криптопровайдерами. Система поддерживает любую существующую инфраструктуру ПФР (сервера приложений и реляционные базы данных), наиболее распространенные базы данных (Oracle DB, IBM DB2, PostgreSql) и серверы приложений (Oracle WebLogic, IBM WebSphere, Jboss, Apache Tomcat).

Пройденные этапы проекта:

  • Разработка решения для СЭД ИД ПФР – 2013 год.
  • Перевод СЭД ИД ПФР в состав АИС ПФР-2 в качестве самостоятельной подсистемы ПЭД ИД ПФР – 2014 год.
  • Опытная эксплуатация ПЭД ИД ПФР – 2014 год.
  • Доработка ПЭД ИД ПФР по итогам опытной эксплуатации – январь-июнь 2015 года.
  • Интеграция ПЭД ИД ПФР с системой МЭДО – июнь 2015 года.
  • Поэтапный запуск ПЭД ИД ПФР в промышленную эксплуатацию и разработка ПЭД ОПФР – до конца 2015 года.

Внедрением занималась команда из 10 специалистов компании-разработчика, которые проводили кастомизацию продукта, на самых сложных этапах проекта это число увеличивалось.

«Путь, который мы прошли, объясняется нашими масштабами. Сейчас регистрируется 10 тыс. документов в день только во внутреннем документообороте ПФР. Если учесть еще и бухгалтерские документы, и обращения граждан, то в год общее число документов достигнет 10 млн», - отметил Рубен Энфиаджян и добавил, что о полном отказе от бумажного документооборота речь пока не идет.

Архитектура и состав ПЭД ОПФР

Архитектура и состав ПЭД ОПФР
(Кликните на изображение для увеличения)

Итоги проекта

В настоящее время ПЭД ПФР – это мощная, отечественная, экономически выгодная кроссплатформенная разработка, функционирующая на Open Source-компонентах. Все загруженные в систему документы и файлы хранятся в единой базе данных. Система поддерживает иерархическую систему хранения документов: каждый объект находится в папке, которая входит в следующую папку, при этом файл может находиться одновременно в разных папках, ни одна версия документов никогда не уничтожается. Модульный принцип позволяет менять модули без остановки всей платформы. Поддерживается территориально-распределенная архитектура работы.

В рамках процессов общего делопроизводства выделяются следующие основные документопотоки: исходящие документы (сопроводительные письма) ИД ПФР, инициативные исходящие документы ИД ПФР, входящие документы ИД ПФР (инициативные исходящие документы ОПФР) и входящие документы ИД ПФР (ответные исходящие документы ОПФР). Внешний контур документооборота включает также документы вне общего делопроизводства: извещения о передаче государственного имущества и обращения граждан.

Благодаря внедрению ПЭД ПФР существенно улучшились показатели в части скорости обработки документов: например, если доставка бумажного документа до исполнителя в среднем занимала до двух дней, то электронного – 1 минуту, а скорость согласования документов сократилась с 4 часов до 20 минут. «Этих цифр мы достигли большим трудом, улучшая и оптимизировали структуру, обучая каждый департамент. И мы продолжаем оптимизировать эти показатели», - подчеркнул Рубен Энфиаджян.

Показатели ПЭД ПФР

Показатели ПЭД ПФР

Перспективы проекта

В течение 2016-2017 годов планируется тиражирование созданной ПЭД на все 84 отделения ПФР. В 2017 году также предполагается разработать ПЭД УПФР и в 2017-2019 годах внедрить ее в 2700 управлениях.

 

Ключевые слова: R-Style, Open Source , электронный документооборот

Дайджест


Другие новости



Интервью


«Информативная СЭД без излишеств – это EOS for SharePoint». Экспертный взгляд на систему опытного технолога и пользователя
Ольга Ковалева – делопроизводитель со стажем более 14 лет. Работала в компаниях разного профиля и масштаба: частной фирме-производителе лекарс...

Внедрения

СЭД «ДЕЛО» в органах власти Тульской области: 9 лет работы, 3000 пользователей, курс на безбумажный документооборот
В Тульской области с 2007 года ведется проект создания информационной системы на основе флагманской разработки компании ЭОС – СЭД «ДЕЛО». Уже ...

Фигура речи


Заместитель генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса Вадим Ипатов о трендах развития CompanyMedia:
...