СЭД «Практика» как пример нерыночного продвижения

18.11.2013

После прихода новой команды Минкомсвязи во главе в Н. Никифоровым в мае прошлого года на российском рынке электронного документооборота все заметнее становится активное продвижение облачной системы электронного документооборота (СЭД) «Практика» разработки казанской компании «Системы документооборота». Особенно это касается органов федеральной и региональной власти, в которых выбор системы документооборота зачастую проходит под давлением руководства и без учета их потребностей.

Облачная СЭД «Практика» представляет собой сервис для автоматизации делопроизводства. На сегодняшний день система предлагается как для государственных организаций, так и для бизнеса. Система является «облачной», то есть эксплуатировать ее можно без предварительной установки какого-либо специального программного обеспечения на ПК пользователей. Все электронные документы организации хранятся на специализированных серверах провайдера. Пользователь может получить доступ к документам в любой момент, с любого компьютера, независимо от своего местонахождения и участвовать в рабочем процессе даже при отсутствии на своем рабочем месте. Разработчиками заявляется, что СЭД «Практика» сегодня способна выполнять все стандартные операции с электронными документами: создание, регистрацию, рассмотрение, редактирование, согласование, электронную подпись, выдачу поручений по документам. Также она имеет возможность работы с мобильных устройств.

Создана СЭД «Практика» была в 2005-2006 гг. компанией «Системы документооборота» - резидентом казанского парка в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Изначально система создавалась для государственных и муниципальных учреждений Татарстана, именно на ее основе в итоге была создана Единая межведомственная система электронного документооборота республики. За основу создания «Практики» была принята система «Электронный Татарстан», которая неожиданно заменила давно и успешно эксплуатируемую СЭД CompanyMedia разработки «ИнтерТраст» в Кабинете Министров Татарстана в 2005 году (победа в том конкурсе на замещение СЭД была отдана молодому и малоизвестному тогда программисту Николаю Никифорову, занимавшему должность советника премьер-министра Татарстана). Таким образом, решения о выборе системы документооборота среди государственных структур республики стали приниматься без анализа конкурентных предложений, сравнения функционала, рентабельности и прочих характеристик СЭД. В регионе стали преобладать административные способы продвижения СЭД «Практика», которая за последние несколько лет была «сверху» внедрена во многих муниципальных организациях. После этого началось директивное продвижение системы и в коммерческих организациях.

На сегодняшний же день г-н Никифоров является главой уже федерального Министерства связи и массовых коммуникаций, а СЭД «Практика» административно продавливается и внедряется уже за пределами республики Татарстан. Так или иначе, но заказчиками компании «Системы документооборота» сегодня являются: Министерство финансов и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (тендера здесь на закупку не проводилось, так как система не покупалась, а была передана на безвозмездной основе), МВД и Министерство культуры Российской Федерации, Правительство г. Москвы и Московской области, а также Правительства  республик Татарстана, Якутии, Тувы, Ингушетии, Саратовской области и Приморского края.

Клиенты компании «Системы документооборота»

 

Таким образом, СЭД «Практика» была создана и нарастила свою клиентскую базу в условиях отсутствия рыночной конкуренции «замкнутого» Татарстана. В результате заказчики получили ограниченную по функционалу СЭД, не удовлетворяющую их требованиям (фактически, сегодня основное назначение системы «Практика» – это лишь учет, доведение до исполнителей поручений, сбор отчетов). В системе можно заметить целый ряд принципиально важных недоработок и отсутствие существенных ключевых преимуществ, отличающих крепкую промышленную систему от наколенной разработки.

Так, в первую очередь, в системе не предусмотрена работа с бумажными документами: потоковое сканирование, журнал движения документов, реестр отправки, списание в архив и прочее, - все это в системе отсутствует и ведение параллельного документооборота (бумажного и электронного) в «Практике» невозможно. Если в заведомо ограниченной среде госслужащих небольшого Татарстана переломить их привычки и заставить работать только с электронными документами в конце концов удалось, то в России в целом ситуация иная. В исторически сложившихся условиях пиетета и традиций работы с бумажными документами в России такая возможность просто необходима, хотя бы на следующие «переходные» года. Стоит отметить, что подобная функциональность является стандартной для промышленных систем российских разработчиков, к примеру, она имеется в СЭД «ДЕЛО» компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), CompanyMedia «ИнтерТраста», одноименных систем разработчиков Docsvision и Directum.

Другим существенным минусом СЭД «Практика» является невозможность ее доработки собственными силами заказчика и отсутствие вообще каких-либо средств самостоятельной интеграции. За любыми дополнительными настройками придется обращаться к разработчикам, а это, естественно, будет стоить дополнительных ресурсов. К слову о разработчиках, - команда программистов, работающих над системой,  сравнительно невелика, - по некоторым данным, не более 15 человек. Поэтому специалисты компании «Системы документооборота» трудятся над достаточно узким кругом задач и проектов, по сравнению с крупными компаниями (большинство из них занято «допиливанием» системы для Москвы). Что не может не отражаться на функционале системы и скорости внедрения проектов. Именно отсутствие вообще какой бы то ни было реакции на любые пожелания региональных заказчиков, ИТ-бюджеты которых не идут ни в какое сравнение со столичными, и вызывает столь резкое отторжение системы за пределами Татарстана и Москвы.



Конкурентный ландшафт на рынке СЭД Татарстана: пока держится лишь ЭОС. Слайд из презентации одного их докладчиков на конференции «Осенний документооборот», 2013

 
Третьим недостатком системы является ее облачность, хотя для небольших компаний это, скорее, представляется преимуществом. Сервера разработчика «Практики» - компании «Системы документооборота» располагаются в казанском «ИТ-парке», что в условиях отсутствия в России надежных магистральных каналов, создает угрозы стабильной работы распределенных систем на ее основе. Соответственно, понимая это, предприимчивые татарские разработчики используют следующую модель ценообразования. На сайте компании размещается красивая, можно сказать, броская цифра в 5250 рублей за подписку на одного пользователя в месяц, а стоимость серверной версии «Практики» с размещением ее на серверах заказчика просто не указывается («Индивидуальные решения для особых клиентов»). По предварительным данным, ее стоимость составляет не менее 15 млн, - такими ИТ-бюджетами регионы просто не располагают.

Характерно, что после назначения г-на Никифорова на должность главы Минкомсвязи, ведомство в срочном порядке перешло на использование системы «Практика» взамен эксплуатируемой системы «Босс-референт» в версии на СПО (хотя, по предварительным данным, к ней имелся целый ряд претензий). По словам г-на Никифорова, Министерство информатизации и связи Татарстана, обладающее правами на СЭД, передало его Минкомсвязи на безвозмездной основе. Что неудивительно, поскольку гендиректор «Систем документооборота» Тимур Якубов является давним партнером и коллегой г-на Никифорова. По всей видимости, модель нерыночной конкуренции и административного давления, рожденная в отдельно взятом регионе, становится характерной и для России в целом. По крайней мере, недавний конкурс на «Разработку национальной платформы СЭД и национальной СЭД» выиграл подведомственный Минкомсвязи ФГУП НИИ «Восход» не обладающий необходимыми ресурсами для этого, в то время как основные игроки рынка отказались от участия. Основная причина отказа от участия - сроки реализации проекта, заявленные в техническом задании, по оценкам экспертов, не соответствуют реально выполнимым. Осуществить работы первого этапа по созданию национальной СЭД за 65 дней возможно в случае, например, наличия уже готового решения. По мнению наблюдателей, за основу национальной СЭД снова будет взята разработка казанской компании «Системы документооборота» - облачная СЭД «Практика».

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: интеграция, электронный документооборот

Дайджест


Другие новости