Что такое роуминг электронных документов29.08.2014
Об электронном документообороте говорят часто и много, но ориентироваться в большом количестве новых терминов сложно, а еще сложнее понять, как все это работает. Серия статей «Бухгалтер и электронный документ» разработана специально для того, чтобы на доступном языке рассказать об этом виде взаимодействия все, что нужно знать бухгалтеру. Как начать обмен? Как работать с первичкой и сдавать отчетность в электронном виде? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в наших выпусках. Обмен электронными документами – процесс на стыке технологии, методологии и юридической практики. Вы могли убедиться в этом, прочитав наши предыдущие главы: о подключении к оператору, об электронной подписи, о работе с бухгалтерскими документами, о проверках в ФНС и о том, как хранить документы. Все эти темы были рассмотрены нами при работе с одним оператором обмена. Но все чаще в нашей практике встречаются ситуации, когда контрагенты пользуются услугами разных сервисов. Получается, что в процессе обмена появляется новая сторона – оператор вашего контрагента. Как будет выглядеть обмен документами в этом случае? Что делать, если контрагент не хочет пользоваться вашим сервисом? Что такое роуминг и стоит ли его ждать? Этим вопросам мы посвятим новую главу нашего проекта. Что такое роуминг Итак, рассмотрим ситуацию. Вы подключаетесь к оператору обмена электронными документами, часть ваших контрагентов также подключается к нему, но некоторые, оказывается, уже пользуются совсем другим сервисом и к вашему подключаться не спешат. Как обмениваться электронными документами с этими партнерами? Вот здесь вступает в игру роуминг. В повседневной жизни вам довольно часто встречается роуминг: вы спокойно звоните на мобильные телефоны друзей, подключенных к разным сотовым провайдерам. Роуминг операторов обмена документами в общих чертах не отличается от сотовой связи. Сам роуминг операторов ЭДО находится в ведомстве Некоммерческого Партнерства «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (НП «РОСЭУ»), которое четко определяет его, как «технологию обмена юридически значимыми электронными документами между операторами электронного документооборота». Роуминг по НП «РОСЭУ» решает следующие задачи: создание единой сети доверия для хозяйствующих субъектов, имеющих необходимость обмена юридически значимыми электронными документами; В законодательстве роуминг описан в следующих нормативных актах: в п. 2.1. Приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 50н Что нужно для роуминга Для того чтобы вы могли обмениваться документами в роуминге, вам необходим хотя бы один контрагент, пользующийся другим сервисом. Этого условия уже достаточно для того, чтобы ваш оператор начал работу по запуску роуминга. Для вас начало процесса будет выглядеть достаточно просто: вы заявляете оператору о том, что вам необходим обмен с конкретными контрагентами другого сервиса. Большинству компаний достаточно будет простого официального письма, подписанного электронной подписью и отправленного прямо в сервисе обмена. Далее операторы взаимодействуют друг с другом. Может быть так, что между выбранными сервисами уже есть готовое решение по роумингу (об этом можно узнать в специальной таблице на сайте НП «РОСЭУ»). В этом случае вам практически не придется ждать, и обмен по роумингу будет доступен в кратчайшие сроки. Если же у операторов ранее не было опыта взаимодействия, то придется потратить какое-то время на ожидание, пока сервисы обменяются всеми необходимыми данными и проведут тестовую пересылку документов. Это может занять от полутора недель до полутора месяцев. Повысится ли стоимость обмена? Это не гарантировано, но к этому стоит быть готовым, поскольку фактическая реализация роуминга может принести неожиданные трудности как оператору, так и абоненту. Цена может измениться как для вас, так и для вашего контрагента. Возможный рост цен обусловлен несколькими причинами: 1.Оператор вашего контрагента возьмет на себя обязательства обеспечивать соответствие норм, сохранность и юридическую силу ваших документов, поэтому он будет нести расходы. Как повлиять на оператора Некоторым операторам необходимо накопить некий критический вес для того, чтобы запланировать работы по роумингу. Им недостаточно просьбы только одного абонента, им нужен «генератор контента» - крупный пользователь со значительным объемом передаваемых документов. Если ваш контрагент обладает значительным документооборотом, то он может стать таким генератором. Так оператор получит экономическое обоснование начала работ. В итоге роуминг, который нужен вам, может быть отложен на некоторое время. Также задержка в запуске роуминга может быть обусловлена долгим взаимодействием сервисов. Но исход этой ситуации зависит не только от того, как представители сервисов умеют договариваться. Это зависит и от вас: как вы общаетесь с оператором, насколько вы вовлечены в процесс создания роуминга. Стоит учитывать, что не все с охотой идут на развитие роуминга. Крупный оператор с десятком тысяч абонентов не очень рад, что небольшой конкурент вторгается в зону его работы, ему проще «продавить» среди контрагентов подключение к своему сервису. Однако и эта ситуация решается довольно просто, если к мотивации оператора подключить ваших партнеров, с которыми вы обмениваетесь документами. Ваши контрагенты заинтересованы в появлении роуминга не менее вас, потому могут повлиять на сервис уже со своей стороны. Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru) Тематики: Интеграция, ПО Ключевые слова: электронный документооборот
|