Важные изменения, планирующиеся по ЭДО. Подготовка бизнеса на плавный переезд на ЭДО

03.06.2021

Налоговый Кодекс нашей страны ждут скорые изменения – с 1 июля текущего года они коснутся Федерального Закона №371, последняя редакция которого относится к ноябрю 2020 г. Согласно нововведениям, от организаций и индивидуальных предпринимателей потребуется дополнительная отчётность.

Их обяжут:

  • проводя операции с товаром, подлежащим прослеживанию, подавать налоговой службе отчёты о своих действиях (об этом говорится в пункте 1 первой статьи Федерального Закона №371);
  • при реализации прослеживаемого товара предъявлять счета-фактуры, используя электронный документооборот. Передача СЧФ должна будет осуществляться через утверждённого российского оператора ЭДО по телекоммуникационным каналам связи. Исключение – продажа продукции физическим лицам либо на экспорт (закреплено во 2 пункте статьи 2 того же Закона);
  • при регистрации счёта - фактуры, заполнять поля, которых ранее не было – к примеру, «страна происхождения товара», «количественная единица измерения товара, используемая для прослеживания» (пункт 5 статьи 2).

Что значит «прослеживаемый товар»?

К этой категории относится импортная продукция, ввезённая для внутреннего потребления. Проектом постановления Правительства Российской Федерации закреплён следующий перечень товаров, подлежащих прослеживаемости с 01 июля 2021:

  • экскаваторы, бульдозеры, погрузчики;
  • спецтехника для аэропортов и железнодорожных станций;
  • стиральные машины – как бытовые, так и для прачечных;
  • офисная металлическая мебель;
  • холодильное и морозильное оборудование;
  • тепловые насосы;
  • мониторы, проекторы;
  • детские сиденья для автотранспорта, коляски и другое.

С января 2022 года данный список будет дополнен.

Последствия для предпринимателя

В связи с грядущими переменами организациям и ИП понадобится:

  • обновить информационную систему бухгалтерского учёта, ведь содержание документов усложняется и появляется новая отчётность;
  • при отсутствии в штате обученного сотрудника – прибегнуть к услугам фирмы-аутсорсера. Действуя самостоятельно, есть риск при переходе на новый стандарт «набить шишки», которые будут дорого стоить. Ведь одна, казалось бы, маленькая неточность влечёт за собой целый ряд последующих ошибок. Поэтому есть смысл обратиться к профессионалам – зачастую их помощь нужна лишь в самом начале, после чего будет достаточно технической поддержки и консультаций.

Результаты, которые получит ФНС

Предполагается, что все транзакции с товаром станут максимально прозрачными. Для этого у ФНС будут все ресурсы – обязательный электронный документооборот, интеграция с банками, отслеживаемость товаров и услуг. А значит, результативность контроля повысится и налоги будут взиматься точно и аккуратно. Последние несколько лет сотрудники налоговой службы проходят интенсивное обучение по работе с электронной документацией.

Очевидно, электронный документооборот начинает играть колоссальную роль в жизни организаций и предприятий. Необходимость использовать ЭДО всё прочнее закрепляется на законодательном уровне. Яркий пример – оборот маркированных товаров, о котором пойдёт речь ниже.

Система маркировки

Сегодня маркировке подлежат не только обувь, мех, шины или покрышки – начало 2021 года ознаменовалось включением в этот список таких товаров, как бельё и одежда. С 1 июля текущего года к перечню присоединится и молочная продукция. Прогнозируется, что уже через 3 года товаров, не подлежащих маркировке, не останется вовсе. А значит, обойти электронную документацию стороной не удастся ни одной отрасли – без ЭДО товарооборот станет попросту незаконным.

«Но ведь нас и раньше «пугали» обязательной маркировкой, однако мы до сих пор продолжаем работать без неё, – возражают некоторые предприниматели, – Возможно, это просто разговоры». И верно, попытка внедрить повсеместную маркировку – уже не первая. Но теперь на вооружение взяты цифровые технологии 21 века, поэтому процесс идёт быстрее и эффективнее. К тому же, переход на ЭДО постоянно «подстёгивают» карантинные меры, обязывающие к удалённому сотрудничеству.

Электронный кадровый учёт

Теперь рассмотрим важные для бизнеса нововведения в области кадрового ЭДО (КЭДО). На сегодня продолжается эксперимент по внедрению КЭДО. Дата окончания эксперимента перенесена с весны на осень – его планируется завершить 15 ноября. В центре внимания – трудовые договоры, соглашения о материальной ответственности и прочие кадровые документы, перенесённые с бумажного в цифровой формат. Компании, пожелавшие участвовать в эксперименте, получили возможность законно отказаться от кипы бумаг, с которой они имели дело раньше. Опыт небольшой выборки компаний, освободивших стеллажи и шкафы от пыльных бумаг, планируется постепенно перевести в масштабы всей страны. Уже сейчас в электронный формат перешли листы нетрудоспособности, а с января текущего 2021 года сотрудникам, впервые поступающим на работу, оформляются исключительно электронные трудовые книжки.

Более того , согласно Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», электронный профиль будет составляться уже начиная со студенческой скамьи. Освоенные дисциплины, проявленные навыки – всё это будет отражено в персональном файле. Поступая на работу, новый сотрудник попросту предоставит руководству доступ к этому файлу. Туда же будут вноситься занятая им должность, название организации, перечень обязанностей. И так – на каждом новом месте работы. Так что переход на КЭДО – не отдалённое будущее, а самая настоящая реальность. В данный момент законодательно закрепляются требования:

  • к месту хранения электронной документации;
  • к срокам её хранения (решается вопрос, будут ли они совпадать с периодом хранения обычных бумаг).

Бесплатная электронная подпись от ФНС

Начало 2022 года ознаменуется важным событием – ФНС возьмёт на себя функцию оформления квалифицированной электронной подписи. Воспользоваться бесплатной услугой смогут юридические лица, ИП, нотариусы. Для этого будет достаточно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр ФНС. Собственно говоря, выдачу электронной подписи налоговая служба начнёт уже с 1 июля 2021 года, с целью организации постепенного перехода с коммерческих услуг на государственные. Объём работ планируется колоссальный, ведь в ближайшие 3 года на электронный документооборот перейдёт подавляющее большинство компаний. Взаимодействие с контрагентами и государственными службами, внутренние операции – всё это будет происходить по ЭДО.

Подводя итоги

Как видим, полная цифровизация деловых документов – куда ближе, чем кажется. Технический прогресс, ограничения в связи с пандемией, удалённые форматы взаимодействия – всё это с каждым месяцем ускоряет переход на ЭДО. Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь услугами компании Логика Бизнеса – мы в короткий срок разложим всё «по полочкам»: подберём и внедрим подходящее под ваш бизнес решение, обучим сотрудников работе с электронной документацией. С нашей надёжной поддержкой переход на ЭДО будет плавным и удобным – мы поможем обойти «подводные камни» нового законодательства, избежать просчётов и потерь. Результат – прозрачный электронный документооборот, безупречный с точки зрения буквы Закона. Экономьте время, силы и средства вместе с компанией Логика Бизнеса.

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: электронный документооборот, Логика Бизнеса, ЭДО

Дайджест


Другие новости