Сетевые деньги/Электронные платежные системы завоевывают все большую популярность на российском рынке

05.09.2008

Еще 20 лет назад российский потребитель и подумать не мог о том, что оплатить счет за телефон, купить билет на спектакль или пройтись по магазинам можно будет не вставая с кресла. В сети Интернет сегодня гораздо быстрее и проще вести деловые переговоры, играть на бирже, осуществлять сделки и транзакции.

Масштабное развитие онлайн-системы в XX веке происходило в основном в Европе и США, где практически любая организация с появлением Интернета «отзеркаливалась» в Сети. И, естественно, наряду с виртуальными магазинами и казино в Интернете появились виртуальные деньги. Ведь в самом начале своего пути для расчетов в онлайн-пространстве применялись пластиковые карты, использование которых не отвечало основным принципам Сети — быстроте и доступности. А электронные деньги мгновенно передаются с одного электронного кошелька на другой. При этом в любой момент пользователь может обналичить свой счет, превратив виртуальные сбережения в реальные деньги.

«В развитых странах банковская карта давно уже стала основной формой расчета. Однако пользоваться ею для покупок в Интернете довольно опасно — велика вероятность хищения (перехвата) данных карты. Снизить этот риск практически до нуля позволяет привязка банковской карты к электронному кошельку, — рассказал РБК daily управляющий партнер RBK Money Андрей Морозов. — В связи с этим RBK Money стала первой компанией, внедрившей сервис интеграции банковских карт с электронным кошельком. Это решило проблему безопасности онлайн-платежей с банковской карты, поскольку данные карты не фигурируют в реквизитах платежа — вместо них выступает номер электронного кошелька, в котором зарегистрирована карта. Кроме того, счета интернет-магазинов можно оплачивать без промежуточного пополнения электронного кошелька — напрямую через платежные терминалы, системы денежных переводов и банки».

Электронные платежные системы (ЭПС) позволили многократно упростить финансовые операции между продавцами и покупателями, ведь ЭПС позволяют совершать сделки мгновенно: оплатил товар и (если он цифровой) тут же его получил. Кроме того, купить желаемую вещь можно непосредственно у производителя, будь то итальянский дом моды или японская ИT-компания, что исключает риск приобретения подделки. Быстро, удобно, надежно, и нет необходимости тратить время на поиски нужной вещи и денежные переводы. Например, если бы не было электронных платежных систем, гражданину РФ, чтобы приобрести товар производителя из страны ЕС, пришлось бы идти в банк, класть деньги на свой счет, заказывать перевод денег на счет продавца, а потом еще ждать три-семь дней, пока деньги будут доставлены в пункт назначения. А с помощью ЭПС не составит труда за несколько минут перевести деньги из России хоть в США, хоть в Австралию.

«Большинство представителей бизнеса сегодня предпочитают пользоваться услугами интернет-банков, которые экономят время, — отметил РБК daily управляющий директор кредитного брокера Brio Finance Владислав Мишин. — При этом выгода интернет-платежей очевидна прежде всего в Москве, где поездка в банк из-за пробок и очередей обычно занимает весь день. А интернет-системы позволяют проводить все необходимые операции за несколько минут, не вставая при этом с кресла». Что немаловажно, денежные операции проводятся полностью анонимно, ведь не всегда клиент хочет, чтобы информация о его покупательской способности или совершаемой сделке стала достоянием общественности. Системы электронных платежей значительно расширяют возможности мелких компаний, снижая расходы на операции с наличными деньгами, обеспечивая уменьшение издержек на рекламу и маркетинг.

Естественно, что подобные преимущества способствовали стремительному распространению электронных платежных систем и в России. Электронная коммерция в Рунете охватила практически все сегменты рынка: от оплаты коммунальных услуг до приобретения недвижимости, что привело к бурному развитию ЭПС. И уже в конце 90-х годов в Рунете появились сразу несколько крупных компаний, оказывающих услуги по осуществлению электронных платежей, — PayCash (1998), WebMoney (1999). В 2002 году были запущены проект универсальной платежной системы «Яндекс.Деньги» и детище российских и украинских программистов — система Rupay. Адаптированная специально для граждан СНГ система Rupay, купленная в 2008 году холдингом РБК и переименованная в RBK Money, входит в топ-3 крупнейших электронных платежных систем РФ. Благодаря стремительным темпам роста популярности электронных платежных систем сегодня оплату услуг в Интернете производит около 15% пользователей, а покупки через Интернет время от времени осуществляет около 50% аудитории. И сегмент онлайн-покупателей продолжает расти.

«Наши потенциальные клиенты — это пользователи российского сегмента Интернета с активной жизненной позицией, ценящие свое время, прогрессивные, быстро воспринимающие все новое, — отметил управляющий партнер RBK Money Андрей Морозов. — Конечно, первый эшелон здесь составят люди, которые уже сегодня активно покупают в Интернете и пользуются услугами различных онлайн-сервисов. Но мы сделали интернет-платежи настолько простыми, что в перспективе ожидаем приток массовых пользователей».

Екатерина Люльчак
 

Тематики: Интернет, Финансы, Web

Ключевые слова: платежи, финансы, финансирование, налог, продажа

Дайджест


Другие новости