XII Межрегиональный Форум «Информационные технологии в госсекторе»: решения ЭОС для МЭДО и СМЭВ30.06.2012
Ключевой темой XII Межрегионального Форума «Информационные технологии в госсекторе», организованного компанией AHConferences и прошедшего 21 июня 2012 в Москве, стало развитие государственных электронных услуг в России и формирование информационного общества. О практическом опыте реализации концепции Межведомственного Электронного Документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО) и создания региональных электронных правительств в области оказания государственных электронных услуг (СМЭВ) рассказал директор по работе с регионами компании «Электронные Офисные Системы» Алексей Осотов. По его словам г-на Осотова, сегодня в России существует смешанный документооборот, когда документы, изначально создаваемые в электроном виде, распечатываются, пересылаются в бумажном, вновь сканируются, хранятся в двух видах и т.д. Для перехода к чисто электронному документообороту необходима политическая воля государства и централизованное регулирование этой сферы. Как часть этого процесса должны быть проработаны нормативно-правовые вопросы создания/использования юридически значимых электронных документов и электронного взаимодействия ведомств и граждан. Кроме того, необходима разработка формализованных моделей документов и межведомственного документационного взаимодействия также как и преодоление несовместимости систем на уровне документов, технологий их обработки, протоколов и форматов обмена. Ну и наконец, разработка межведомственных инфраструктурных решений, необходимых для взаимодействия систем. Кроме того, процессу всеобщей информатизации способствует различные типы удаленных решений: Web- и «облачные» технологии, удалённые мобильные клиенты, АРМ Руководителя. Соответственно, решение текущих задач и определяет развитие технологий в сторону совместимости и укрупнения систем, на что и направлены два масштабных федеральных проекта - создание системы МЭДО (межведомственный электронный документооборот) и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По словам г-на Осотова существует три варианта взаимодействия разрозненных электронных систем федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ): разработка и внедрение типовых СЭД во всех ФОИВ, единая портальная система и, наконец, - интеграция существующих систем созданием программных шлюзов между ними. Именно по последнему варианту пошло Правительство, начав работу над проектом МЭДО, сначала в качестве пилотного проекта, затем расширив его до всех ФОИВ (сегодня обмен между ФОИВ и аппаратом правительства происходит только в электронном виде).
Напомним, что для обеспечения возможности взаимодействия различных СЭД в рамках единой системы МЭДО, ФСО, выполняющей функции ее оператора, разработан формат обмена электронными документами в органах государственной власти РФ. Каждая СЭД такого ФОИВ должна «понимать» этот формат - формировать исходящие документы в формате для отправки по системе, а также обрабатывать поступившие в этом формате документы. Поэтому разработчики СЭД для обеспечения возможности взаимодействия с МЭДО должны были реализовать обработку документов в этом формате в своих системах. Соответственно, компанией «Электронные Офисные Системы» был разработан комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО наиболее массовой российской СЭД «ДЕЛО», используемый в целом ряде федеральных ведомств и региональных правительствах. Флагманский продукт ЭОС - система электронного документооборота «ДЕЛО» стал де-факто отраслевым стандартом, а доля компании в госсекторе достигает 61 % (о лидирующем положении ЭОС на российском рынке СЭД/ЕСМ можно почитать в аналитическом материале по итогам исследования DSS Consulting – см. новость раздела «Рынок электронного документооборота в России» от 27 июня 2011 г.). Именно поэтому ЭОС первым разработал комплекс программных компонентов сопряжения с МЭДО своей СЭД «ДЕЛО», используемой в целом ряде ведомств. Основные функции системы МЭДО Разработкой этого решения ЭОС показал, что от простого участия в проекте МЭДО в качестве одного из партнеров, компания пошла дальше, заложив ее принципы в собственный продукт СЭВ. Его функциональность также обеспечивает возможность видеть, как идет работа с документами, направленными в другие организации, независимо от того, какие СЭД в них используются. При этом, «СЭВ» по сравнению с МЭДО имеет намного больший набор услуг: вертикальное и горизонтальное взаимодействие между всеми элементами облака «ДЕЛО», а также более широкие возможности взаимного информирования адресата/отправителя об этапах рассмотрения документа, при котором создается эффект работы в единой системе «ДЕЛО». Соответственно, с помощью СЭВ можно наладить взаимодействие с МЭДО не только отдельных региональных госорганов и ведомств, но и коммерческих холдинговых структур (на базе СЭД «ДЕЛО» с модулем СЭВ). Более подробно о решении «СЭВ» и участии ЭОС в проекте МЭДО можно прочитать в материале рубрики «Аналитика» от 14 марта 2012 г.). Опыт и проекты ЭОС в реализации электронного правительства на федеральном и региональном уровнях Что касается оказания государственных электронных услуг населению и систем электронного документооборота, то следует сначала разобраться с ключевыми задачами построения «Электронного Государства». Прежде всего, это создание единой площадки для эффективного обмена информацией между органами федеральной, региональной властей и граждан, а также - оказание услуг населению в электронном виде для ускорения процедур и повышения их эффективности, а также для удобства граждан. Ну и, наконец, - построение и развитие системы МЭДО, систем взаимодействия населения и бизнеса с государством на основе современных информационных технологий. Построение регионального сегмента МЭДО и взаимодействие с федеральной системой с помощью решений разработки ЭОС - СЭД «Дело»/СЭВ и /МЭДО При этом, на региональном уровне при оказании услуг населению в электронном виде возникает целый ряд проблем, вызванный как отсутствием информационных систем у региональных органов исполнительной власти (РОИВ), так и недостатками существующих. В частности, это приводит к тому, что они разрознены и не связаны между собой, морально устарели и не соответствуют современным требованиям, на их основе проблематично организовать интеграцию со СМЭВ, они не поддерживают и МЭДО. В то же время, они не позволяют организовать поддержку основных этапов административного регламента оказания государственной услуги, не позволяют организовать учет, контроль и мониторинг исполнения заявки на оказание услуги. В целом, - они не дают принципиальной возможности создания единой системы на региональном и муниципальных уровнях. Оказание услуг в электронном виде врегионах, включая услуги в электронном виде В заключение, чтобы не отходить от практики, г-н Осотов рассказал о проекте создания такой региональной системы оказания государственных услуг в Республике Бурятия на основе системы ЭОС ЕСМ-класса - EOS for SharePoint. На первом этапе была осуществлена настройка решения EOS for SharePoint с использованием новой терминологии (карточка заявки, виды услуг, дополнительные статусы и т.д.) и созданием необходимого набора карточек заявок государственных услуг (а также специализированных и универсальных карточек заявок на оказание услуг). Далее - набор необходимых справочников (КЛАДР, ОКОГУ и другие), настройка административного регламента (запросы в организации, участвующие в оказании услуг (переименование поручений) и настройка автоматического процесса обработки новой заявки, аналогично системе документооборота). В заключение первого этапа был проведён «пилот» на оказание 3 (трёх) государственных услуг. На втором этапе происходит интеграция со СМЭВ (определение списка государственных и муниципальных услуг, оказываемых системой СОГУ), взаимодействие и интеграция с РОИВ, настройка административного регламента для оказания муниципальных услуг, подключение дополнительных мест, а также подключение баз знаний (правоустанавливающие, разрешительные документы и распоряжения, приказы и т.д. и другие сопутствующие документы сопутствующие оказанию государственных услуг). Схема взаимодействия СЭД со СМЭВ, включая «облачное» решение «О7.ДОК» Проникновению вглубь инфраструктуры электронного правительства до уровня муниципалитетов часто мешает отсутствие достаточного финансирвоания на приобретение систем автоматизации документооборота. Поэтому наиболее практичным выходом было бы предоставление таких систем по модели SaaS из «облака» (Software as a Service, ПО как услуга). Поэтому совсем недавно ЭОС совместно с «Ростелеком» впервые публично представили сервис «О7.ДОК» для автоматизации бизнес-процессов электронного документооборота организаций на базе региональной инфраструктуры электронного правительства. «Облачное» решение разработано компанией ЭОС на основе собственного продукта eDocLib для предоставления «Ростелекомом» в рамках сервисов Национальной облачной платформы «O7.ДОК». Этот сервис рассчитан на широкий круг потребителей, прежде всего на администрации муниципальных образований малых и небольших поселений и городов, ведомственные учреждения различных отраслей (здравоохранение, образование, культура, ЖКХ и др.), государственные унитарные предприятия, другие малые и средние организации и предприятия любых форм собственности. Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru) Тематики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование Ключевые слова: электронный документооборот, ЭОС, EOS for SharePoint, eDocLib, СМЭВ, МЭДО
|