Итоги Docflow-201123.05.2011
18 мая в Москве прошла крупнейшая отраслевая конференция-выставка DOCFLOW 2011, посвященная вопросам СЭД и автоматизации управления. И по ее результатам главными трендами рынка этого года стали: персонализация решений под специфические запросы бизнеса и ориентация на конкретного пользователя, распространение мобильных технологий и очевидность скорого перехода от обсуждения использования аутсорсинговых технологий к практике. В целом же в DOCFLOW 2011 приняли участие 79 компаний, а выставку посетили около 1,5 тыс. человек. Мероприятие посетили министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев и заместитель министра Илья Массух. Г-н Щеголев выступил на открытии с приветственным словом и ознакомился со стендами ведущих компаний-разработчиков. «Рынок электронного документооборота сегодня достиг высокой степени зрелости. Сами информационные системы становятся более гуманными; решения, которые предлагаются, более адаптированы под обычного пользователя. С появлением новых технологий меняются процессы управления в организациях, схемы принятия решений, – отметил Игорь Щеголев. – Время – драгоценный ресурс, и внедрение новых информационных решений позволяет этот ресурс существенно экономить и более эффективно использовать. Чтобы управлять информацией, необходимо обладать знаниями и перенимать опыт коллег и экспертов. Конференция-выставка DOCFLOW 2011 в Москве дает для этого все возможности». По словам заместителя руководителя Росреестра Сергея Сапельникова, его ведомство при переводе услуг в электронный вид преследует чисто утилитарные цели. Производственные мощности службы ограничены, и отвечать на все возрастающее количество заявок о регистрации недвижимости и вести кадастровый учет имеющимися силами становится все труднее. Единственный выход из этой ситуации – переводить услуги Росреестра в электронный вид – сегодня 40 % времени сотрудников ведомства уходит на то, чтобы оцифровать бумажные документы для информационной системы ведомства. «В целом, конечно, все федеральные ведомства придерживаются установленных сроков, но нужно смотреть дальше – что делать с этими электронными документами. Парадоксально, но сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши электронные документы бизнес-сообщество принимать отказывается (банки, нотариусы, муниципальные органы и т. д.). То есть лучше говорить не о плане, а о состоянии перехода, готовности отрасли к электронным документам. Потому что мы впервые оказались в ситуации, когда государство опережает коммерческий сектор в использовании электронных документов. Ранее было наоборот. И как подвинуть наше общество к соответствию плану, установленному для госорганов, пока для нас непонятно», – рассказал заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников. В тоже время г-н Сапельников отметил, что потребление электронных госуслуг, оказываемых Росреестром, отличается от географии активации личных кабинетов на портале госуслуг. В основном оно совпадает с картой экономически развитых регионов: Москва и область, Санкт-Петербург, города-милионники, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан и т. д. Что касается взаимодействия с региональными органами власти, то опросы Росреестра показывают – только 40 % из них готовы даже не к электронным госуслугам, а к компьютеризации как таковой. И только один регион ответил ведомтсву, что готов с 1 июля полноценно перейти на оказание госуслуг в электронном виде, – это Татарстан. Также на открытии конференции выступил президент международной ассоциации AIIM Джон Манчини (John Mancini). Он представил развернутый обзор мировых трендов в области управления информацией, обозначив наличие переломного момента в развитии технологий. А ключевыми ИТ-характеристиками наступающего времени, по его словам, становятся три параметра: «Социальность, локальность, мобильность». «Растут ожидания в отношении ИТ-решений. Бизнес, который еще не успел толком оправиться после кризиса 2008 года, сегодня предъявляет к ПО большие, но оправданные, требования. Фокус внимания ИТ смещается со стандартизации и автоматизации производственных процессов (т. е. с функции контроля) на соединение, интеграцию труда работников и наделение их большей персональной ответственностью. Именно такой подход обеспечит в среднесрочной и долгосрочной перспективах большую продуктивность и инновационность бизнес-процессов», – отметил Джон Манчини. Кроме того, на пресс-конференции, посвященной мероприятию, были озвучены результаты исследования рынка ECM, проводимого DOCFLOW в 2010 г. Согласно полученным данным, процент компаний, не заинтересованных во внедрении СЭД, сокращается (с 17 % в 2009 до 13 % в 2010 г.). При этом количество компаний, планирующих внедрение в ближайшие 6 месяцев, увеличилось с 21 до 23 % (доля организаций, которые уже проводят внедрение на уровне компании, в целом возросла с 16 до 18 %). Количество компаний, внедряющих решения уже сейчас на уровне отделов, значительно выросло – с 9 до 20 %. Данная статистика говорит о сформировавшемся положительном тренде в отношении динамики внедрения СЭД.В то же время, круг лиц, ответственных за внедрение СЭД/ЕСМ-систем в компании, практически не изменился - для подавляющего большинства опрошенных (32 % против 29 % в 2009 г.) это генеральный директор или руководство компании. Отсюда аналитики делают вывод, что вопрос автоматизации документооборота продолжает иметь для компаний стратегическое значение.
На основе исследований рынка СЭД и ЕСМ проектом DOCFLOW в 2009-2010 гг. аналитики обнаружили следующее. Что касается круга лиц, ответственных за внедрение СЭД/ЕСМ-систем в компании, то для подавляющего большинства (32 % против 29 % в 2009 г.) это генеральный директор или руководство компании. Отсюда аналитики делают вывод, что вопрос автоматизации документооборота продолжает иметь для компаний стратегическое значение. Интересны ответы вендоров и их клиентов на один и тот же вопрос «Что побуждает к внедрению СЭД?». Оказалось, что, по мнению вендоров, первостепенным фактором при внедрении системы является оптимизация бизнес-процессов – этот же фактор заказчики поставили лишь на третье место по значимости. Повышение эффективности организации идет на втором месте у вендоров и первом месте у заказчиков. А вот время обработки и качество взаимодействия явно не столь ценно для заказчиков – это фактор вендоры поставили на третье место по важности, а у заказчиков он лишь на пятом. Также обстоит дело и со снижением рисков – у вендоров он на 4-м месте по важности, у заказчиков – лишь на последнем 8-м. Но самая большая «нестыковка» ожиданий и предложений наблюдается в вопросе соответствия СЭД законодательным требованиям – это фактор заказчики ставят лишь на 6-е место по значимости, в то время как вендоры ставят его на 2-е. В то же время причины, по которым проект по внедрению СЭД не был реализован, с 2009 г. практически не изменились, – для большинства компаний основным препятствием стало решение других технологических проблем. Далее по степени убывания: высокая стоимость, неочевидная окупаемость инвестиций, отсутствие значимости для руководства, недостаток ИТ-ресурсов, недостаток знаний о ЕСМ и навыков работы и т. д. Что касается использования услуг СЭД как услуги (модель SaaS), то за прошедшие два годя ничего не изменилось. Несмотря на активное обсуждение и появление на рынке уже реально работающих решений в области SaaS, компании по-прежнему не готовы к их внедрению. По опросам DOCFLOW, 52 % респондентов ответили, что не планируют использовать модель SaaS, а еще 25 % ответили, что они сомневаются в возможности ее применения когда бы то ни было в их компании. И только 11 % респондентов ответили, что уже используют такое решение. Между тем президент международной ассоциации AIIM Джон Манчини (John Mancini) отметил, что примерно такое же соотношение (неприятие рынком модели SaaS для СЭД и ЕСМ) характерно и для США.
Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru) Ключевые слова: маркетинговые исследования, конференция, Docflow
|