Итоги Docflow-2011

23.05.2011

18 мая в Москве прошла крупнейшая отраслевая конференция-выставка DOCFLOW 2011, посвященная вопросам СЭД и автоматизации управления. И по ее результатам главными трендами рынка этого года стали: персонализация решений под специфические запросы бизнеса и ориентация на конкретного пользователя, распространение мобильных технологий и очевидность скорого перехода от обсуждения использования аутсорсинговых технологий к практике. В целом же в DOCFLOW 2011 приняли участие 79 компаний, а выставку посетили около 1,5 тыс. человек.

Мероприятие посетили министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев и заместитель министра Илья Массух. Г-н Щеголев выступил на открытии с приветственным словом и ознакомился со стендами ведущих компаний-разработчиков. «Рынок электронного документооборота сегодня достиг высокой степени зрелости. Сами информационные системы становятся более гуманными; решения, которые предлагаются, более адаптированы под обычного пользователя. С появлением новых технологий меняются процессы управления в организациях, схемы принятия решений, – отметил Игорь Щеголев. – Время – драгоценный ресурс, и внедрение новых информационных решений позволяет этот ресурс существенно экономить и более эффективно использовать. Чтобы управлять информацией, необходимо обладать знаниями и перенимать опыт коллег и экспертов. Конференция-выставка DOCFLOW 2011 в Москве дает для этого все возможности».

Своеобразной «Премьерой» DOCFLOW 2011 стала новая секция конференции – «Дискуссионный клуб», ставший площадкой для панельных обсуждений и круглых столов. Именно в одном из них, посвященном вопросам электронного правительства и оказания электронных госуслуг, принял участие и замминистра Минкомсвязи Илья Массух. Круглый стол привлек особое внимание посетителей, в особенности обсуждением роли компании «Ростелеком» и сложностями взаимодействия с ней. Параллельно конференционной части прошла и выставка производителей и поставщиков СЭД. Отраслевыми трендами, нашедшими отражение на выставке в 2011 г., стали решения в области электронного документооборота для мобильных устройств, портальные интернет-технологии, интеграционные решения, ИТ для поддержки принятия бизнес-решений, юридически значимый документооборот и аутсорсинговые технологии (SaaS). Также  были представлены «хард-решения»: сканеры и офисное оборудование для перевода бумажного документооборота в электронный формат от передовых производителей.

Во время своего выступления на дискуссионном клубе «Электронные госуслуги: текущее состояние и ближайшие перспективы» замглавы Минкомсвязи Илья Массух уточнил, что в настоящее время выдано около 350 тыс. заграничных паспортов, оформленных через портал госуслуг, и именно для этого в чистом виде используется межведомственный обмен электронными документами через систему СМЭВ. Он также сообщил, что к СМЭВ в настоящее время подключены уже около 30 федеральных ведомств и приблизительно 40 регионов, а до 1 июля 2011 г., с вступлением в силу закона №210 «О государственных услугах», должны будут подключены все ведомства во всех регионах России. Что касается единого портала госуслуг, то, по словам замглавы Минкомсвязи, наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале Gosuslugi.ru активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется суровыми погодными условиями, большими расстояниями и недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств на этих территориях. И хотя сейчас ключ активации электронного кабинета на портале госуслуг приходится получать через «Почту России», Илья Массух заверил, что с лета этого года во всех 83 субъектах РФ можно будет оперативно сделать это в региональных офисах объединенного «Ростелекома».


По словам заместителя руководителя Росреестра Сергея Сапельникова, его ведомство при переводе услуг в электронный вид преследует чисто утилитарные цели. Производственные мощности службы ограничены, и отвечать на все возрастающее количество заявок о регистрации недвижимости и вести кадастровый учет имеющимися силами становится все труднее. Единственный выход из этой ситуации – переводить услуги Росреестра в электронный вид – сегодня 40 % времени сотрудников ведомства уходит на то, чтобы оцифровать бумажные документы для информационной системы ведомства. «В целом, конечно, все федеральные ведомства придерживаются установленных сроков, но нужно смотреть дальше – что делать с этими электронными документами. Парадоксально, но сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши электронные документы бизнес-сообщество принимать отказывается (банки, нотариусы, муниципальные органы и т. д.). То есть лучше говорить не о плане, а о состоянии перехода, готовности отрасли к электронным документам. Потому что мы впервые оказались в ситуации, когда государство опережает коммерческий сектор в использовании электронных документов. Ранее было наоборот. И как подвинуть наше общество к соответствию плану, установленному для госорганов, пока для нас непонятно», – рассказал заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников.

В тоже время г-н Сапельников отметил, что потребление электронных госуслуг, оказываемых Росреестром, отличается от географии активации личных кабинетов на портале госуслуг. В основном оно совпадает с картой экономически развитых регионов: Москва и область, Санкт-Петербург, города-милионники, Краснодарский край, Татарстан, Башкортостан и т. д. Что касается взаимодействия с региональными органами власти, то опросы Росреестра показывают – только 40 % из них готовы даже не к электронным госуслугам, а к компьютеризации как таковой. И только один регион ответил ведомтсву, что готов с 1 июля полноценно перейти на оказание госуслуг в электронном виде, – это Татарстан.

Также на открытии конференции выступил президент международной ассоциации AIIM Джон Манчини (John Mancini). Он представил развернутый обзор мировых трендов в области управления информацией, обозначив наличие переломного момента в развитии технологий. А ключевыми ИТ-характеристиками наступающего времени, по его словам, становятся три параметра: «Социальность, локальность, мобильность». «Растут ожидания в отношении ИТ-решений. Бизнес, который еще не успел толком оправиться после кризиса 2008 года, сегодня предъявляет к ПО большие, но оправданные, требования. Фокус внимания ИТ смещается со стандартизации и автоматизации производственных процессов (т. е. с функции контроля) на соединение, интеграцию труда работников и наделение их большей персональной ответственностью. Именно такой подход обеспечит в среднесрочной и долгосрочной перспективах большую продуктивность и инновационность бизнес-процессов», – отметил Джон Манчини.  

Кроме того, на пресс-конференции, посвященной мероприятию, были озвучены результаты исследования рынка ECM, проводимого DOCFLOW в 2010 г. Согласно полученным данным, процент компаний, не заинтересованных во внедрении СЭД, сокращается (с 17 % в 2009 до 13 % в 2010 г.). При этом количество компаний, планирующих внедрение в ближайшие 6 месяцев, увеличилось с 21 до 23 % (доля организаций, которые уже проводят внедрение на уровне компании, в целом возросла с 16 до 18 %). Количество компаний, внедряющих решения уже сейчас на уровне отделов, значительно выросло – с 9 до 20 %. Данная статистика говорит о сформировавшемся положительном тренде в отношении динамики внедрения СЭД.В то же время, круг лиц, ответственных за внедрение СЭД/ЕСМ-систем в компании, практически не изменился - для подавляющего большинства опрошенных (32 % против 29 % в 2009 г.) это генеральный директор или руководство компании. Отсюда аналитики делают вывод, что вопрос автоматизации документооборота продолжает иметь для компаний стратегическое значение.

 



На основе исследований рынка СЭД и ЕСМ проектом DOCFLOW в 2009-2010 гг. аналитики обнаружили следующее. Что касается круга лиц, ответственных за внедрение СЭД/ЕСМ-систем в компании, то для подавляющего большинства (32 % против 29 % в 2009 г.) это генеральный директор или руководство компании. Отсюда аналитики делают вывод, что вопрос автоматизации документооборота продолжает иметь для компаний стратегическое значение. Интересны ответы вендоров и их клиентов на один и тот же вопрос «Что побуждает к внедрению СЭД?». Оказалось, что, по мнению вендоров, первостепенным фактором при внедрении системы является оптимизация бизнес-процессов – этот же фактор заказчики поставили лишь на третье место по значимости. Повышение эффективности организации идет на втором месте у вендоров и первом месте у заказчиков. А вот время обработки и качество взаимодействия явно не столь ценно для заказчиков – это фактор вендоры поставили на третье место по важности, а у заказчиков он лишь на пятом. Также обстоит дело и со снижением рисков – у вендоров он на 4-м месте по важности, у заказчиков – лишь на последнем 8-м. Но самая большая «нестыковка» ожиданий и предложений наблюдается в вопросе соответствия СЭД законодательным требованиям – это фактор заказчики ставят лишь на 6-е место по значимости, в то время как вендоры ставят его на 2-е.

В то же время причины, по которым проект по внедрению СЭД не был реализован, с 2009 г. практически не изменились, – для большинства компаний основным препятствием стало решение других технологических проблем. Далее по степени убывания: высокая стоимость, неочевидная окупаемость инвестиций, отсутствие значимости для руководства, недостаток ИТ-ресурсов, недостаток  знаний о ЕСМ и навыков работы и т. д. Что касается использования услуг СЭД как услуги (модель SaaS), то за прошедшие два годя ничего не изменилось. Несмотря на активное обсуждение и появление на рынке уже реально работающих решений в области SaaS, компании по-прежнему не готовы к их внедрению. По опросам DOCFLOW, 52 % респондентов ответили, что не планируют использовать модель SaaS, а еще 25 % ответили, что они сомневаются в возможности ее применения когда бы то ни было в их компании. И только 11 % респондентов ответили, что уже используют такое решение. Между тем президент международной ассоциации AIIM Джон Манчини (John Mancini) отметил, что примерно такое же соотношение (неприятие рынком модели SaaS для СЭД и ЕСМ) характерно и для США.

 

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Маркетинг, ПО

Ключевые слова: маркетинговые исследования, конференция, Docflow