Nokia готова бросить вызов сотовым компаниям всего мира
В сегодняшней новости о запуске совместного продукта Microsoft и Nokia, ПО Communicator Mobile, наиболее примечательным мне представляется обещание разработчиков добавить в следующие версии продукта возможность делать голосовые звонки через интернет с использованием IP-протокола.
Надо сказать, что и нынешний функционал «коммуникатора» исподволь задевает интересы мобильных операторов. Пользователь получает возможность видеть онлайн-статус своих визави и в один клик выбирать способ связаться с ними, – будь то телефонный звонок, SMS, электронное письмо или IM-сообщение. И если телефонному звонку альтернативы пока нет, и при необходимости пообщаться голосом абонент так или иначе заплатит за разговор сотовой компании, то вот отправка IM-сообщения через интернет, в отличие от SMS, не стоит практически ничего даже по сравнительно дорогим тарифам мобильных операторов, не говоря уже об использовании бесплатных хот-спотов. И при возможности наглядного и мгновенного легкого выбора многие предпочтут сэкономить, лишив сотовую компанию потенциального дохода. Но все это пока еще только цветочки.
После того, как в новых версиях Communicator Mobile появится возможность VoIP-звонков, экономить станут куда больше, особенно – на междугородних и международных переговорах. Подобные процессы вовсю идут в традиционной стационарной телефонии. У ее операторов с каждым годом откусывают все более крупные куски сразу с трех сторон. С одной стороны – VoIP-провайдеры, предлагающие готовые массовые решения. С другой – поставщики услуг виртуальных частных сетей, связывающих между собой удаленные филиалы крупных компаний, а также системные интеграторы, «заворачивающие» трафик офисных АТС в IP-протокол и отправляющие его через Интернет. С третьей – многомиллионные армии конечных пользователей, давно установивших на своих компьютерах Skype, SIP-клиент или один из многочисленных месседжеров, имеющих функции голосовой связи.
До недавнего времени сотовые компании были более или менее от этой напасти защищены: сказывались и ограниченная функциональность популярных моделей телефонов, и низкие скорости мобильного интернет-соединения, и изрядная инертность сознания абонентов. Однако на смену медлительному протоколу GPRS пришел более скоростной 3G, а на подходе уже и стремительный LTE. Телефоны «поумнели» и научились выполнять массу ранее не свойственных им операций, а заодно и подключаться к интернету по WiFi в местах, где есть такая возможность. Что же до изменения пользовательских привычек, то оно тоже постепенно происходит, и тут совместное детище Microsoft и Nokia, несомненно, сыграет свою роль.
Нельзя сказать, чтобы эти процессы протекали гладко. Сопротивление началось еще тогда, когда опасность IP-протокола почувствовали на себе традиционные телефонные компании. Не без их лоббирования во многих странах был установлен правовой режим, затрудняющий предоставление VoIP-услуг. В частности, в России в отдельный лицензируемый вид деятельности были выделены «услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации» – с довольно жесткими лицензионными условиями. Организаторами же, например, импровизированных переговорных пунктов, представлявших собой пару компьютеров со «скайпом», радостно стал заниматься ОБЭП.
Однако административные ограничения позволяют чего-то добиться на верхнем, операторском уровне. Запретить миллионам пользователей установить на своих компьютерах тот же Skype – вряд ли реальная задача. Поэтому когда поветрие затронуло многочисленные смартфоны и коммуникаторы, многие сотовые компании, ощутив угрозу своим доходам, дошли даже до попыток технической фильтрации VoIP-трафика.
Поэтому, выпуская совместно с Microsoft программный продукт, одной из основных функций которого станет облегчение голосовой связи через IP, Nokia явственно обозначила, что в противостоянии пользователей с мобильными операторами она – на стороне пользователей. На Западе большинство мобильных телефонов реализуется через сотовые компании вместе с контрактами на подключение. И конфликт с операторами, при неблагоприятном раскладе, вполне может отразиться на продажах устройств, производимых финской компанией. То есть, по всей видимости, речь идет о стратегическом решении, о выборе маркетингового вектора на длительное время вперед.
Впрочем, «Нокии» к торговым войнам не привыкать, – вспомните хотя бы, как ее продукцию бойкотировали в России лидеры мобильного ритейла, салоны «Евросеть». Сама «Евросеть» с тех пор успела сменить хозяина и получить новое руководство, а телефоны Nokia как были, так и остаются популярными.
Ключевые слова: Nokia