Почему все-таки в России существуют операторы ЭДО?
Иван Агапов
01.10.2013 19:11:35
Почему-то после RECS вопрос «Зачем нужны операторы ЭДО (e-Invoicing)?» стал звучать куда более часто именно в профессиональной среде, хотя раньше этот вопрос исходил в основном от потребителей. Вообще, это правильно, что вопросы есть. В этом блоге я попытаюсь выразить свое мнение, почему вообще у нас появились операторы ЭДО, как сущность.
В этом блоге уже неоднократно говорилось, что главный вопрос эффективного обмена электронными документами (ЭД) с электронными подписями (ЭП) – это вопрос доверия. Важно понимать, что он не снимается только лишь технологически, суть его именно в уверенности в том, что все делается правильно. Так вот я считаю, что степень доверия между государством и обществом напрямую влияет на используемые инструменты управления, технологии безопасности и т.п.
Возьмем обмен электронными документами. Во многих европейских странах, как неоднократно уже приводилось тут в пример, дела с электронным документооборотом обстоят действительно намного проще и прозрачнее чем у нас. Почему так? Вы посмотрите на ситуацию с наличием доверия между обществом и государством: страны небольшие, ответственность компаний выше, коррупция в большинстве стран явно меньше нашей, ситуация с налогами заметно лучше, чем у нас (с точки зрения уплаты).
Теперь посмотрим на Россию. Национальная русская забава – обмануть систему. И системе об этом известно. С налоговыми преступлениями, коррупцией и финансовыми махинациями у нас все очень неприятно. У нас мало кто хочет платить налоги. Поэтому государство заинтересовано в наличии механизмов решения этого вопроса. Именно поэтому наша налоговая стремится сделать процессы уплаты и администрирования налогов как можно более прозрачными для себя; поэтому налоговая идёт по пути создания специализированных электронных сервисов и операторов ЭДО (в том числе спец.операторов); поэтому в ряде ситуаций налоговая «закручивает гайки».
Один из ключевых элементов ЭДО – использование электронной подписи. А ключевой элемент самой подписи – доверие к ней. Обратите внимание, чем меньше доверия в обществе, тем технологический состав подписи, как правило, сложнее. В Европе доверяют электронной подписи? Еще как! И используемая технология там частично проще. А у нас? Тоже доверяют, но с множеством нюансов. Более того, единое пространство доверия к квалифицированной подписи начинает работать только сейчас!
Ещё, получается, что у нас вопрос доверия к электронному документу не решается одной только подписью. Нужно что-то еще. Вот здесь и появляется оператор ЭДО (e-Invoicing), который берет на себя обязательство решить вопрос доверия к электронному документу у всех сторон: и у контрагентов и у контролирующих органов.
Да, в Европе дела с электронной первичкой обстоят, как правило, либеральнее. Но в Европе даже некоторые виды лицензирования деятельности (существующие в РФ) – добровольные, чего уж говорить про регламенты обмена документами. У нас же обмен электронными счетами-фактурами только через оператора. И ходят слухи, что обмен в электронном виде (электронные счета-фактуры) станет обязательным, поскольку сложнее обмануть, обойти. Конечно, вряд ли ситуация будет развиваться так же, как в Мексике – там вообще электронные счета-фактуры обязаны быть зарегистрированы в налоговом органе еще до передачи контрагенту. Можете представить, каков уровень доверия между государством и обществом в Мексике?
Я не сгущаю краски, ни в коем случае. Все-таки строгие регламенты обмена документами существуют только в области счетов-фактур. Все остальные документы могут ходить в электронном виде свободно без участия оператора. Пожалуйста, здесь вы можете выбирать любую удобную и приятную вам технологию обмена.
Более того, можно было уже очень давно, но почему-то историй про переход на обмен ЭД с ЭП за прежние годы мы практически не встречали. Чего ждали? Пинка со стороны государства? Или появления продукта, который наконец-то полностью закрыл потребности, который позволит не только передавать, но и анализировать и обрабатывать данные автоматически? А продукт такой нужен, поскольку с задачами обработки и отправки разным контрагентам десятков тысяч документов в неделю, интеграции внутренних и внешних процессов документооборота, гарантии доставки документов, обеспечения доказательств действительности ЭП и т.п. – не справится ни один e-mail-клиент. И это уже вопрос, независящий от доверия.
Ключевые слова: электронный документооборот