ЭЛАР оцифровал иллюстрации к романам Достоевского и другие шедевры графики Ильи Глазунова
Завершен первый этап оцифровки коллекции графических произведений для Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова, — корпорацией ЭЛАР были созданы электронные копии более 300 работ художника.
Творчество народного художника СССР, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», обладателя награды ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию», академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии РФ, основателя и бессменного ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова хорошо известно в России и за ее пределами, — после себя мастер оставил более 5000 работ. В течение второй половины ХХ — начала XXI вв. Глазуновым был создан уникальный мир образов: от таких монументальных картин как «Мистерия XX века» (1977), «Вечная Россия» (1988), «Рынок нашей демократии» (1999), посмотреть на которые в годы Перестройки собирались километровые очереди, до иллюстраций к произведениям русской классической литературы, портретов современников, эскизов театральных декораций к русским операм и многое другое. Картинная галерея Ильи Глазунова — один из ведущих музеев Москвы, в котором хранится более 1300 живописных и графических произведений мастера, переданных им в дар Москве. Корпорацией ЭЛАР в рамках первого этапа сотрудничества было оцифровано более 300 работ художника.
Это серия графических произведений из цикла «Город» — лирического «дневника» художника, ранние рисунки, а также портреты, в том числе известных личностей XX столетия — писателей С. В. Михалкова (1958) и Н. П. Анциферова (1956), кинорежиссеров М. С. Донского (1958), М. Антониони (1963) и С. Ф. Бондарчука (1984), поэтов, музыкантов, русских и зарубежных актеров. Самая многочисленная группа произведений — образы литературных героев русской классики XIX века. В первую очередь — любимого писателя Ильи Глазунова — Ф. М. Достоевского. Художник проиллюстрировал все собрание сочинений Достоевского, работа над циклом иллюстраций продолжалась не одно десятилетие, а первые образы персонажей его романов «Идиот», «Бесы», были созданы еще в 1956 году. Художник также обращался в своем творчестве к произведениям П.И. Мельникова-Печерского, А. И. Куприна, Н. С. Лескова, А. И. Гончарова, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова и А. А. Блока и М. Ю. Лермонтова. Многие произведения Ильи Глазунова вошли в золотой фонд русской графики: это «Возвращение Дуни» и «Мать Манефа» («На горах» и «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского, обе 1963), «Борис Годунов и царь Федор» («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого 1969), «Приказчик» и «Катерина» («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова 1973), «В ресторане» (иллюстрация к стихотворению «Незнакомка» А. А. Блока, 1980), «Райский», «Марфенька с детьми» («Обрыв» А.И. Гончарова), «Мцыри в монастыре» («Мцыри» М. Ю. Лермонтова 1964). «На сегодняшний день Глазунов является единственным в мире художником, который намного превзошел скромные задачи книжной иллюстраций, создав самостоятельные, яркие, эмоционально насыщенные образы литературных героев, — комментирует главный хранитель Галереи Ильи Глазунова Полина Александровна Шабанова. — Графический цикл Ильи Глазунова можно назвать вершиной в истории русской и советской реалистической иллюстрации, который по праву вошел в сокровищницу отечественного изобразительного искусства».
Сканирование производилось на бесконтактных комплексах высококачественного сканирования ЭЛАР ПауэрСкан, которые обеспечили сохранность предметов искусства при оцифровке и высокое качество образов. «Полученные электронные копии позволили усовершенствовать учет музейных предметов и создать электронный архив музейного собрания, — говорит Полина Александровна Шабанова. — Мы также планируем использовать копии в научной и издательской деятельности Галереи. Корпорация ЭЛАР отлично зарекомендовала себя на рынке оцифровки и среди музейного сообщества, в частности».
Тематики: Интеграция
Ключевые слова: ЭЛАР, Электронные архивы