Госдума избавила платежные терминалы. От опеки ЦБ
В минувшую пятницу Госдума приняла в редакции согласительной комиссии законы, которые регулируют деятельность по приему оплаты за товары и услуги через платежные терминалы. Несмотря на давление со стороны банковских ассоциаций и РСПП, согласительная комиссия не поддержала предложение о контроле Банка России за деятельностью владельцев платежных терминалов и лицензировании этого вида деятельности. Банковское сообщество сдаваться не собирается.
Борьба вокруг законопроекта, который призван отрегулировать прием платежей через электронные терминалы, продолжается около двух лет. Банковское сообщество выступало за то, чтобы деятельность владельцев платежных терминалов подпадала под закон «О банках и банковской деятельности» и надзор со стороны ЦБ. Вдобавок банковское лобби хотело, чтобы право на заключение договоров с поставщиками услуг, оплачиваемых через электронные терминалы, было только у кредитных организаций.
Авторы законопроекта предлагали сохранить за владельцами платежных терминалов возможность принимать платежи от населения напрямую, без заключения агентского договора с банком, а также не собирались отказывать владельцам терминалов в праве заключать договоры с поставщиками услуг. «Иными словами, мы выступали за то, чтобы на рынке по-прежнему работали две схемы: банковская, когда вся оплата проводится через структуры, связанные с кредитными организациями, и агентская, когда операторы сами работают с поставщиками услуг, без договора с банком», — пояснила РБК daily один из авторов законопроекта депутат Госдумы Лиана Пепеляева.
Первоначально законопроект был принят Госдумой без учета предложений банковского сообщества, однако 1 апреля Совет Федерации встал на сторону банкиров и отклонил его. После этого была создана согласительная комиссия, в которую вошли представители обеих палат Федерального собрания. И в минувшую пятницу законопроект был принят Госдумой повторно, уже в редакции согласительной комиссии. В частности, появились поправки, которые регулируют ответственность операторов по приему платежей перед населением. К примеру, плательщику услуг должна быть предоставлена информация о размере уплачиваемого вознаграждения, а также о видах и размерах иных расходов, связанных с приемом платежа. Кроме того, платежный агент будет обязан использовать отдельный банковский счет для средств, поступающих от клиентов. Наконец, все электронные терминалы, за исключением банкоматов, должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой. Как пояснил РБК daily председатель комиссии по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким, открытие отдельного счета означает, что на банки фактически возлагается контроль за деятельностью операторов. «Мы не возражаем, если хотят — пусть контролируют», — подчеркнул г-н Ким.
В то же время согласительная комиссия не поддержала предложения о введении лицензирования деятельности по приему платежей через электронные терминалы и осуществлении контроля за агентами со стороны ЦБ. Остался открытым и перечень услуг, которые могут быть оплачены через «железные ящики». Как заявил в этой связи РБК daily первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев, принятый законопроект их не устраивает, поскольку позиция РСПП вновь осталась без внимания. «Деятельность по приему платежей через терминалы снова останется без контроля со стороны ЦБ, следовательно, нам придется и дальше продолжать отстаивать свою позицию на уровне Совета Федерации и администрации президента России», — сказал г-н Мурычев.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян также недоволен принятой редакцией законопроекта. «После того как проект будет принят, мы внесем в него поправки, на основании которых деятельность по приему платежей приравняется к банковской деятельности и будет регулироваться законом о банках, — заявил РБК daily г-н Тосунян. — А до принятия таких поправок нам остается лишь стыдиться тех законов, которые принимает Госдума». Однако, по мнению Лианы Пепеляевой, вряд ли стоит ожидать кардинальных изменений базовых принципов законопроекта, прошедшего согласительную комиссию. «Поправки могут быть, но не принципиальные: вряд ли кому удастся убрать из закона возможность работать по двум утвержденным схемам, — полагает г-жа Пепеляева. — Если мы и выправим что-то, так это вопросы, связанные с ответственностью операторов, в частности, возможно, мы ужесточим их административную ответственность».
По словам Бориса Кима, участники рынка «абсолютно довольны принятой редакцией законопроекта, поскольку в ней удалось сохранить все принципиальные позиции НАУЭТ: сохранение возможности работать напрямую как с поставщиками услуг, так и с плательщиками, отказ от лицензирования и требований по минимальному размеру уставного капитала владельцев терминалов.
Тематики: Регулирование, Финансы
Ключевые слова: платежные системы, платежи, финансы