Особенности рынка автоматизации бизнес-процессов

11.09.2015

Рынок информационных технологий - один из наиболее динамичных. В России его ежегодный прирост составляет около 20%. При этом есть несколько особенно прогрессирующих секторов. Выделим в частности рынок систем электронного документооборота (СЭД). "На сегодняшний день его объем составляет порядка 35 - 40 млн долларов без учета аппаратного обеспечения. Темпы роста - до 30 - 40% в год. Спрос на системы этого класса неизменно растет: сегодня для многих российских предприятий СЭД уже не экзотика, а норма жизни".

Факторы роста

Причин динамики несколько. Первая на поверхности: в целом благоприятная рыночная инфраструктура позволяет все большему числу предприятий выделять средства на инвестиционные проекты, не связанные с основной деятельностью, например автоматизацию. Вторая причина - повышение ценности управленческой информации. Оперативность менеджмента, отсутствие ошибок в делопроизводстве, возможность быстрой обработки больших объемов информации - ключевые задачи автоматизации документооборота. Они рассматриваются бизнесом как необходимые условия эффективной работы и конкурентные преимущества предприятия. Во-первых, информационные потоки необходимо обрабатывать как можно быстрее и качественнее: они подчас не менее важны, чем материальные. Во-вторых, утеря информации или ее нежелательное распространение может обойтись весьма дорого.


Проблемы организаций с традиционным документооборотом известны: бумаги теряются; накапливается множество документов, назначение и источник которых неясны; информация гуляет по чужим рукам; уходит уйма времени на поиск нужных документов, формирование их в тематические подборки; создается несколько копий одного и того же документа - на бумагу и копирование тратится немало средств. Грамотно внедренная система электронного документооборота, например такая, как СЭД Е1, позволяет если не искоренить эти беды, то свести их к минимуму.

Кому это надо

Экономически оправдано внедрение системы электронного документооборота для предприятий с большим объемом создаваемых, обрабатываемых и хранимых документов. Явный эффект прослеживается, во-первых, в сокращении затрат рабочего времени на поиск и доставку необходимых документов и, следовательно, в повышении производительности труда. Во-вторых, за счет сокращения расходов на копировальную технику, бумагу, содержание архивов экономятся средства предприятия. Это прямые экономические эффекты, которые можно просчитать с высокой точностью.

Сложность оценки стратегического эффекта внедрения - самый заметный фактор, сдерживающий процесс автоматизации документооборота предприятий. "Трудно экономически оценить повышение качества, объективности и оперативности принятия управленческих решений, но это, безусловно, влияет на конкурентоспособность и капитализацию предприятия", - говорит специалист департамента программных решений компании "Деком Компьютерные системы" Наталья Казакова. Однако руководству зачастую непросто принять решение о том, стоит ли эффект от автоматизации тех средств, что придется на нее потратить.

Ситуация усугубляется отсутствием объективной информации о достоинствах и недостатках систем документооборота. "Рынок решений достаточно дикий. Постепенно ситуация изменяется. Так, Гильдия управляющих документацией намерена в этом году издать справочник по системам документооборота, где будут приведены основные характеристики, позволяющие провести хотя бы начальное сравнение систем между собой и подобрать наиболее подходящую", - рассказывает Дмитрий Калаев.

Типичных потребителей систем электронного документооборота два - государственные организации и крупные (средние) компании. "Как правило, СЭД наиболее актуальны для тех видов бизнеса, которые предполагают большие потоки документов, где критически важны скорость распространения и обработки информации, координация работы подразделений и повышение управляемости в целом. А таких компаний сегодня становится все больше", - говорит Дмитрий Романов. Еще важнее внедрение технологий электронного документооборота для территориально распределенных учреждений (офисов). Переход на безбумажные формы документооборота дает им ряд преимуществ: возможность однократной регистрации любого документа, адресации документов непосредственно конкретным исполнителям независимо от их территориального расположения и должностной иерархии; прозрачность прохождения и исполнения документов во всей территориально-распределенной системе.

Больше всего эффект от внедрения СЭД заметен в организациях, для которых документы - не столько инструмент, сколько собственно продукт: государственных структурах, лечебных учреждениях, страховых компаниях, банках, СМИ, проектно-конструкторских бюро.

Потребители все больше понимают выгоду комплексных конвергентных решений. С большой долей уверенности можно сказать: будущее рынка электронного документооборота - за комплексными системами, построенными на единой платформе, но с использованием типовых интегрированных приложений.

Источник: expert.ru

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация бизнес процессов