Практика юридической значимости электронных документов
18 ноября состоялась ежегодная конференция Открытые дни DIRECTUM, которая была посвящена проектам и новинкам в области ЭДО. В рамках конференции я выступил с докладом «Практика юридической значимости электронных документов» и сегодня поделюсь с вами самыми важными и интересными выводами по результатам мероприятия.
Практика использования электронных документов в России
Электронные документы, подписанные электронными подписями (далее - ЭП), получили широкое распространение в России в различных отраслях и секторах экономического и информационного взаимодействия. Государство, бизнес, граждане – все так или иначе используют электронное общение:
Законодательство в сфере ЭДО совершенствуется
С развитием в России электронного взаимодействия активно совершенствуется законодательство в сфере ЭДО. Помимо федеральных законов и ведомственных приказов стали появляться стратегии, федеральные целевые программы и планы мероприятий с конкретными шагами по развитию области. Сейчас мы следим за исполнением следующих нормативных документов:
Ø Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года»
Ø Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2602-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий»
Ø Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
Реализация государственных программ и планов легко прослеживается благодаря подборке новостей, которые мы публикуем на сайте Synerdocs. В первую очередь, стоит отметить, что в течение 2015 года был расширен перечень документов, которые можно использовать в электронном виде. В июле Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 263, который снял ограничения на использование электронных документов в процессах лицензирования, государственного и муниципального контроля и др.
В течение года были обновлены форматы электронных счетов-фактур и скорректированы форматы первички.
И безоговорочный тренд 2015-го года – внедрение и развитие «Электронного правосудия». По этому поводу мы даже провели парочку вебинаров, смотрите в записи.
Судебная практика
Остановимся подробнее на практике использования электронных документов в судах. Если говорить об арбитражном процессе, то согласно статье 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) электронные документы, подписанные электронной подписью, допускаются в качестве письменных доказательств. Помимо этого, лица, участвующие в деле вправе направлять в арбитражные суды документы в электронном виде посредством заполнения соответствующих форм на официальном сайте суда (ст. 41 АПК РФ).
Что касается других процессов, то они подвергаются реформированию, связанному с внедрением электронного правосудия. Так в марте 2015 года президент России подписал Федеральный закон N 41, который направлен на совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном и гражданском процессах.
Заслуживают внимания разъяснения, которые дал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в октябре 2015 года: «…изучение электронных документов, поступивших в суд происходит с помощью технических средств, которыми располагает суд. При необходимости документы могут быть распечатаны сотрудниками суда. Отсутствие в деле бумажных копий электронных документов не свидетельствует о процессуальных нарушениях».
Электронные документы и/или электронные подписи встречаются в судебной практике уже с 2002 года (свежие примеры - Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А12-31930/2012; Постановление ФАС Уральского округа от 14.06.2012 N Ф09-5124/12 по делу N А50-18075/2011; Определение ВАС РФ от 23.01.2012 N ВАС-17495/11 по делу N А46-1625/2011 и др.).
О том, как подготовить электронные документы для отправки в суд и какую помощь может оказать Оператор ЭДО СФ читайте в статье «Судебный процесс и электронные документы».
Подводя итог, хочется акцентировать внимание на двух выводах:
1. Суд признает электронное взаимодействие сторон.
2. Суд вправе совершать процессуальные действия с электронными документами и ЭП.
***
В целом вопросов у компаний по использованию электронных документов и электронной подписи в своей работе ещё достаточно много, поэтому такие мероприятия как Открытые дни DIRECTUM 2015 помогают лучше понять вопросы аудитории и познакомиться с опытом коллег.
Подробнее: http://ecm-journal.ru/docs/Praktika-juridicheskojj-znachimosti-ehlektronnykh-dokumentov.aspx
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: Directum