Правосудие и электронная подпись нотариуса
Евгения Герасимова, PR-специалист сервиса обмена электронными документами Synerdocs
По заявлению Председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева, российские суды должны перейти на электронный документооборот уже в 2016 году. Произойдет это или нет? Увидим в следующем году. А пока посмотрим, каким изменениям «электронного» характера подверглась система российского нотариата, имеющая непосредственное отношение к правосудию.
Пожалуй, самое яркое новшество последних лет – это внедрение электронной подписи. Этот инструмент, используемый для защиты и придания юридической силы электронным документами, постепенно проникает во все общественные институты нашего государства. Разумеется, его внедрение не могло обойти стороной и систему нотариата.
Что говорит закон?
В прошлой статье мы упомянули о том, что представляя в арбитражный суд бумажные копии электронных документов, вы можете заверить их подлинность у нотариуса. Но к должностному лицу, уполномоченному совершать нотариальные действия, мы обращаемся не только тогда, когда требуется заверение бумаг. В жизни все чаще возникают ситуации, когда приходится иметь дело с электронными документами, в отношении которых также возникает необходимость совершать нотариальные манипуляции.
Имеет ли нотариус право производить какие-либо действия в отношении электронных документов? Посмотрим, что об этом говорит закон.
6 мая 2014 года вступил в силу Приказ Минюста России от 16.04.2014 N 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства», который расширил компетенции нотариусов в части их работы с электронными документами. Нотариусы получили возможность создавать оригиналы документов в электронном виде и подтверждать их юридическую силу с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Также к их полномочиям отнесли проверку подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи. Для проверки нотариус использует средства единой информационной системы или установленное на своем ПК специальное программное обеспечение.
Позднее, 1 июля 2014 года, в силу вступил Закон, внесший изменения в ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», обязывающий нотариусов иметь усиленную квалифицированную электронную подпись для совершения нотариальных действий с электронными документами. Таким образом, у граждан появилась законная возможность обращаться к нотариусам за удостоверением равнозначности бумажного документа электронному, а также за переводом бумажного документа в электронный вид. Созданные нотариусом электронные документы, благодаря усиленной квалифицированной электронной подписи, обладают той же юридической силой, что и оригиналы.
Принимать от граждан электронные документы нотариусы могут при личной встрече или через интернет. Сделка на основании электронного документа является законной, если присутствует лицо, совершающее ее, или его представитель.
Тогда же, в июле 2014-го, Приказ Минюста РФ № 155 утвердил новые требования к формату электронного документа, изготовленного нотариусом. Электронным оригиналом отныне признается файл в XML-формате, подписанный квалифицированной электронной подписью нотариуса. Более подробно ознакомиться со схемой формата можно на сайте www.notariat.ru. Что касается электронного образа бумажного документа, то теперь он должен изготавливаться в формате .PDF, тогда как ранее речь шла о .TIFF.
Таким образом, если вам потребуется представить в суд (или в любой государственный орган) электронный документ, к формату которого предъявляются жесткие требования со стороны законодательства РФ, то нотариус сможет изготовить его в соответствии с данными требованиями.
Нотариальное заверение бумажных копий электронных оригиналов
Часто общественность интересуется, какие именно бумажные копии электронных оригиналов требуют нотариального заверения. На самом деле подобных документов более нескольких тысяч. Каждый из них может потребовать нотариального заверения в случаях, предусмотренных федеральными законами, отраслевыми нормативно-правовыми актами и соглашениями сторон.
В отношении бухгалтерских документов, изготовленных в электронном виде (например, электронных счетов-фактур), нотариальное заверение может быть выполнено по желанию. Но в целом бывает достаточно распечатать документ из сервиса оператора электронного документооборота (непременно с отметкой о том, что электронный документ подписан электронной подписью), заверить собственноручной подписью руководителя или уполномоченного лица и поставить печать организации.
Важно понимать, что при отсутствии электронного оригинала нотариус не вправе делать бумажную копию, поэтому без электронного подлинника на руках нет даже смысла обращаться к данному специалисту.
Больше практической информации вы найдете в публикации с ответами на вопросы участников онлайн-семинара «Казнить нельзя помиловать: электронное правосудие».
Подробнее: http://ecm-journal.ru/docs/Pravosudie-i-ehlektronnaja-podpis-notariusa.aspx
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: ЭЦП