Рекомендации парламентских слушаний в СФ «Об использовании электронной подписи"

17.01.2013

Только что получил окончательный текст Рекомендации парламентских слушаний «Об использовании электронной подписи: состояние нормативно-правовой базы и практика ее применения», Москва, Совет Федерации, 23 ноября 2012 г. В ближайшее время этот текст будет рассылаться официальными каналам.

На что хотелось обратить внимание:

Отмечено, что Соглашение по использованию ИТ способствует унификации подходов к обеспечению трансграничного информационного взаимодействия и следует развивать такой путь по отношению и с другими государствами и объединениями государств.

Использование электронной подписи, основанной на сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном любым аккредитованным в установленном порядке удостоверяющим центром на всей территории Российской Федерации во всех информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных информационных системах, использующих инфраструктуру открытых ключей, без ограничений. А это означает, что ни какая ИС на основе PKIне сможет ограничить в обороте квалифицированные подписи и сертификаты. Фактически это удар по ведомственности и локальным системам аккредитации УЦ а пользу единой государственной аккредитации УЦ. И следом:
    - обязать владельцев информационных систем до 1 июля 2013 года уточнить регламенты деятельности и обеспечить настройку программного обеспечения для применения квалифицированнойэлектронной подписибез ограничений.

Закрепление принципов признания электронной подписи, созданной в соответствии с нормой иностранного права, как соответствующей квалифицированной электронной подписи. Что означает постановку вопроса с однозначной трактовкой, какой иностранный сертификат следует считать равнозначным по виду квалифицированному в РФ, т.е. каковы требования. Это безусловно повлияет в лучшую сторону в части использования электронных документов в международных системах.

Внести дополнение вФедеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ об обязательности норм и требований к информационным системам по проверке прав и полномочий лиц,участвующих в электронном взаимодействии. Фактически эта норма должна заставить сами ЭТП отвечать за правовую составляющую подписей а не перекладывать эту непрофильную задачку на плечи УЦ.

Закрепление правового статуса «штампов времени», а также правовую регламентацию получения информации о действительности электронной подписи после завершения срока действия сертификата ключа проверки первой подписи при использовании цепочек заверяющих электронных подписей или связанных цепочек электронных документов, содержащих результат проверки электронной подписи. А это как раз узаконивание использования технологии пролонгирования квитанций проверки подписей, например, протокола DVCS для создания е-Архивов длительного хранения.

Появляется вектор гармонизации с новым европейским законодательством и вводится понятие доверенных сервисов, и среди прочего «электронной печати» для юридического лица. Т.е. наконец кто то понял, что подпись юридического лица искустваенно созданная сущность вносящая только путаницу в правила документооборота.

Вот коротко, на первый взгляд, документ получился весьма прогрессивный, посмотрим во что это выльется на практике.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, Регулирование, Web

Ключевые слова: электронная подпись