Synerdocs и экспедиторские компании разработали шаги по включению экспедиторов в схему обмена ЭТрН

01.06.2020

19 мая на базе Совета профессионалов по цепям поставок состоялась Рабочая группа SCM ЭДО. Ведущие и участники обсудили, как включить экспедиторов в бизнес-процесс по обмену электронными транспортными накладными. Наработками и предложениями по этой теме поделились эксперты сервиса обмена Synerdocs, 3PL оператора Logiterra и логистической компании DB Sсhenker.

Сегодня на уровне Министерства транспорта РФ и рабочих групп обсуждаются стандарты использования электронной транспортной накладной (ЭТрН) в грузоперевозках. Уже запущен пилотный проект, который должен подстегнуть логистику и ритейл отказаться от бумаги. Однако среди участников пилота и рабочих групп не так много представителей экспедиторских компаний. Аналитики сервиса Synerdocs провели исследование и пришли к выводу, что потребности этой группы не учитываются. Считается, что у экспедиторов нет сложностей, и они могут использовать то решение, которое будет предложено.

Представители сервиса Synerdocs не согласны с этим предположением. На встрече рабочей группы «SCM ЭДО: Включение экспедиторов в схему обмена ЭТрН» 19 мая эксперт в области электронных грузоперевозок Алиса Муратова поделилась результатами своего исследования. В докладе бизнес-аналитик Synerdocs сделала акцент на том, что в законодательстве много критичных моментов. В нормативно-правовых актах может быть прописано одно, а на практике от экспедиторов требуют другое, иногда противоречащее букве закона. Например, некоторые грузоотправители желают указывать себя в качестве грузоотправителя в рамках экспедиторских перевозок (в том числе с использованием кросс-докинга), что противоречит законодательству, ведь отправитель должен появиться только в самой первой накладной, а далее за составление и подписание транспортной документации отвечает экспедитор.

Аналогичного мнения придерживаются компании Logiterra и DB Schenker, которые не раз сталкивались со сложностями при ведении электронного документооборота, несмотря на то что бесспорно считают его более выгодным, чем бумажный. На рабочей группе представители организаций рассказали о самых распространенных проблемах, с которыми сталкиваются во время перевозок. Среди них: отказ от подписания экспедиторских документов получателями, отсутствие роуминга, дублирование бумажных и электронных документов, отсутствие заинтересованности в переходе на ЭДО.

Наша компания является экспедитором и часто мы бываем исключены из бизнес-процесса электронного документооборота, — поделился представитель DB Schenker. — Грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, и поэтому грузополучатели не хотят ставить подпись на транспортной накладной. Так же и с экспедиторскими документами — грузоотправители и грузополучатели не ставят в них подписи, ссылаясь на то, что у DBSchenker нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Выходит, подписывать наши документы никто не обязан, но представлять их в налоговые органы с подписями всех сторон мы должны.

Подтвердил слова коллеги Куликов Алексей, директор по стратегическому развитию компании Logiterra: «Транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно — это факт. Наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность с экспедитора никто снять не может. ФНС такая схема устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов проходят без проблем.»

Выходов из сложившейся ситуации эксперты предложили несколько.


Аналитики сервиса Synerdocs регулярно мониторят изменения законодательства. Следите за нашими новостями — мы будем держать вас в курсе и сообщим, когда на уровне госорганов введут стандарты использования электронной транспортной накладной в грузоперевозках.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Directum