Всех впускать, никого не выпускать, или может ли ЭДО пересечь границу?

17.04.2018

С ЭДО (электронным документооборотом) между компаниями в пределах одной страны в 2018 году все уже более-менее понятно. А как быть в том случае, когда требуется организовать ЭДО между компаниями, которые находятся в разных странах? Разбирался Артем Андреюк, менеджер проекта «Трансграничный ЭДО» КОРУС Консалтинг СНГ.

С какими сложностями сталкиваются участники трансграничного ЭДО?

Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при решении такой задачи - каждая страна имеет свою особенную криптографию, несовместимую с другими. Так, например, электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) на основе Российских средств криптографической защиты информации, не может быть проверен при помощи средств ЭЦП Республики Беларусь, и наоборот. Аналогичная ситуация возникает и со всеми другими странами»,

- отмечает Артем.

На практике организация трансграничного ЭДО актуальна не только для иностранных компаний, осуществляющих импорт или экспорт товаров на территории Российской Федерации. Трансграничный ЭДО также востребован в банковской деятельности, например, в сфере валютного контроля, при предоставлении отчетности и обязательных документов в контролирующие органы, таможенном декларировании и других процессах B2G взаимодействия.

Что делать?

На сегодняшний день известно два основных подхода, которые могут решить проблему организации трансграничного ЭДО.

1. Вывоз-ввоз криптографии

Суть подхода заключается в том, что нерезидент России получает НЭП (неквалифицированную электронную подпись) в удостоверяющем центре КОРУС Консалтинг СНГ. Сделать это можно, лично посетив УЦ или направив по почте в УЦ оригиналы документов, заверенные международным нотариатом. Представитель международного контрагента так же приобретает Крипто Про (криптографическая утилита для генерации электронной подписи, работы с сертификатами, ключами т.д.) версии 3.8. К вывозу за пределы России разрешена именно эта версия ПО. При таком подписании электронных документов резиденты РФ используют квалифицированную электронную подпись (КЭП), нерезиденты — неквалифицированную (НЭП).

Этот вариант имеет ряд технических и организационных сложностей:

  • Экспорт и импорт криптографии – сложная и дорогостоящая процедура, затрудняющая масштабирование данного варианта.
  • Использование средств криптографии требует их периодического обслуживания удостоверяющими центрами. Обеспечить такое обслуживание не в стране выдачи и присутствия УЦ затруднительно или невозможно.
  • Электронный документ, подписанный таким способом, не будет признан юридически значимым в стране нерезидента.

Таким образом, вариант, основанный на вывозе и ввозе криптографии, не является технологичным и пригодным для массового использования.

2. Без вывоза-ввоза, при участии доверенной третьей стороны (ДТС)

Доверенная третья сторона - организация, наделенная в соответствии с законодательством государства правом осуществлять деятельность по проверке электронной цифровой подписи (электронной подписи) в электронных документах в фиксированный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ.

Для обмена электронными документами между правительствами двух стран (G2G) функции ДТС выполняет Минкомсвязь России. Это регламентировано постановлением правительства Российской Федерации N 698 от 24 июля 2014 года.

Таким образом, преград для G2G обмена ЭДО документами в настоящее время нет.

При B2G и B2B взаимодействии все не так просто. Сейчас такие документы, как Положение о ДТС, регламент работы Оператора ДТС и другие документы, которые должны регламентировать действия ДТС, еще не приняты на уровне Правительства РФ, что затрудняет прозрачную организацию трансграничного ЭДО через сервисы ДТС.

«Несмотря на сложности, провести пилотные проекты с использованием сервисов ДТС нам позволила так называемая «множественность подписи», то есть возможность заверять некоторые документы несколькими ЭЦП с одной стороны. После проверки достоверности иностранной ЭЦП на документе дополнительно проставляется российская усиленная квалифицированная электронная подпись. Документы, подписанные таким образом, можно предоставлять в контролирующие органы. Это подтверждает ФНС в официальном ответе на запрос КОРУС Консалтинг СНГ»,

- поясняет Артем.

А что в итоге?

На сегодняшний день уже есть примеры реализованных проектов трансграничного ЭДО с привлечением ДТС. Кроме того, задача по созданию сервисов ДТС указана в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

Однако, чтобы масштабировать это решение, положение о ДТС, функции ДТС, регламенты работы ДТС и другие аспекты должны быть определены и приняты на государственном уровне.

«Тема трансграничного ЭДО очень масштабна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Но все кажущиеся сложности – не повод отказываться от проектов организации трансграничного ЭДО. В настоящее время юридически значимый трансграничный электронный документооборот – уже реальность. Ряд наших крупных клиентов уже приступили к реализации подобных проектов. Часто схема работы разрабатывается нами индивидуально. Накопленная экспертиза в вопросах организации трансграничного ЭДО позволяет нам с уверенностью сказать, что мы можем и хотим помогать своим клиентам настраивать схемы взаимодействия и предлагать индивидуальные решения, которые учитывают все нюансы»,

- завершает экспертный анализ Артем Андреюк.

Опубликовал: Игорь Плотников (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: СЭД, электронный документооборот

Дайджест


Другие новости