Развитие республиканской системы электронного документооборота в Татарстане

11.05.2010

Республика Татарстан является передовым российским регионом в плане развития ИКТ. Действующая в Татарстане система электронного документооборота, не имеет аналогов по масштабу внедрения. Система позволяет государственным служащим любого уровня рационально использовать свое время и ресурсы. На сегодняшний день в ней ежедневно работают более 800 организаций, более 10 тыс. служащих, включая министров. При осуществлении государственного документооборота в РТ приоритет полностью отдан электронным документам. Уже создано более 70 тыс. полностью электронных документов.

Напомним, что еще течение 2004-2005 годов Министерством информатизации и связи Республики Татарстан (МИС РТ) велась разработка проекта «Электронный Татарстан 2005-2010 годы». Одним из приоритетных мероприятий «Электронного Татарстана» является развитие системы «Электронного правительства Республики Татарстан» - как комплекса организационно-технических мероприятий с использованием информационных технологий, направленных на повышение эффективности внутренней и внешней работы органов государственной власти Республики Татарстан и оказание ими информационных услуг органам государственной власти (федеральным, республиканским, муниципальным), бизнесу и населению.

В дальнейшем, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.07.2008, была утверждена Республиканская целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан» («Электронный Татарстан» 2008-2010). Финансирование программы осуществляется из средств бюджета Республики Татарстан, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Так, из республиканского бюджета в 2008 году было направлено 300 000 тыс. рублей, в 2009 году – 325 000 тыс. рублей, в 2010 году планируется освоить 350 000 тыс. рублей. Госзаказчиком программы является Государственное учреждение «Центр информационных технологий Республики Татарстан» (ЦИТ РТ). Это некоммерческая организация, учрежденная Кабинетом Министров Республики Татарстан. Целями деятельности Центра являются, в частности, совершенствование государственного управления в сфере информатизации, повышение эффективности использования информационных ресурсов и создание единого информационного пространства Республики Татарстан, интегрированного в российское и мировое информационное пространство.

Кроме того, Президентом РТ регулярно издаются указы, касающиеся развития в Республике ИКТ. Это, например, Указ Президента РТ N УП-186 от 07.03.2003 «Об основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи», Указ Президента РТ №УП-52 от 05.02.2009 «О единой межведомственной системе электронного документооборота в Республике Татарстан», Указ Президента РТ №УП-69 от 12.02.2009 «Об организации информационного взаимодействия в электронном виде органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления посредством использования ресурсов государственного информационного центра Республики Татарстан».

Запущенная в Татарстане система электронного документооборота разработана одной из республиканских компаний по заказу Правительства РТ. Она не имеет аналогов в других регионах РФ. Система разработана с использованием продуктов компании Oracle и установлена на нескольких серверах с операционной системой Linux. «Мобильные офисы» членов Правительства РТ реализованы на платформе Microsoft. Для работы в системе используется только web-интерфейс.

За 2007 год число пользователей электронного документооборота увеличилось с 1,8 тыс. в январе до 3,9 тыс. в декабре. Внедрение технологии полностью электронных документов в Татарстане началось с 2008 года. Уже к октябрю 2008 года в системе ежедневно работали более 6 тыс. государственных служащих республики. К системе были подключены Аппарат Кабинета Министров РТ, все министерства, ведомства и муниципалитеты республики. До 70 % документов рассматривались руководителями органов власти в «Мобильных офисах». Общее количество документов в системе превысило 600 тыс., в работе находилось около 13 тыс. документов, которые никогда не имели бумажного носителя, то есть были созданы, рассмотрены, согласованы и подписаны в электронном виде.

Сейчас в единой системе электронного документооборота в Правительстве Республики Татарстан работает более 800 организаций, более 10 тыс. служащих, включая министров. Как сообщил генеральный директор ЦИТ РТ Николай Никифоров, сейчас стоит задача по обеспечению работы 100 % государственных и муниципальных служащих в системе электронного документооборота.

При осуществлении государственного документооборота в РТ приоритет полностью отдан электронным документам. Министерствам и ведомствам запрещено отправлять друг другу бумажные документы, если они не подлежат постоянному хранению – допускается только электронная форма. Уже создано более 70 тыс. полностью электронных документов.

В республике действует единое хранилище документов для всех министерств, ведомств и муниципальных образований РТ вместо отдельных хранилищ в каждой из 800 организаций. В 2006-2008 годах в нем аккумулировалось 1,2 млн. документов объемом 2,4Тб. Ежедневно в него поступают 3 тыс. новых документов и 5 тыс. резолюций. К Центру обработки данных Правительства Республики Татарстан подключены 920 из 954 сельских поселений. Единая государственная система телекоммуникаций РТ насчитывает более 6,1 тыс. абонентов, в нее включены органы государственной власти, все муниципальные районы и округа, бюджетные учреждения, школы и т.д. По волоконно-оптическим линиям подключены все министерства и ключевые ведомства. В 2009 году, в частности, дополнительно подключились более 600 зданий в райцентрах.

Николай Никифоров обозначает несколько актуальных вопросов, определяющих перспективы работы с электронными документами. В том числе, необходимо решить, как направить электронный документ получателю, который не подключен к системе электронного документооборота, можно ли направить ему бумажную копию электронного документа, заверив ее печатью организации (по аналогии с копиями нормативных актов и т.п.)? Что делать получателю такой бумажной копии, если у него возникли сомнения в ее подлинности? Можно ли провести согласование проекта документа, подлежащего постоянному хранению (постановление или распоряжение Правительства) в электронном виде и подписать итоговый документ в бумажном, что при этом сдавать в архив? Как через 10, 20, 100 лет проверить подлинность электронного документа?

Делая выводы о том, как успешно внедрить электронный документооборот на республиканском уровне, Николай Никифров подчеркивает, что для этого, прежде всего, нужна политическая и административная поддержка «первых лиц». Максимальный эффект будет только при максимально массовом и «широком» внедрении. «Успехи» электронного документооборота нужно своевременно закреплять нормативными актами – желательно не создавать отдельных, а дорабатывать существующие. Кроме того, ничего не получится без эргономики пользовательского интерфейса и запрета на движение документов на бумаге – она должна остаться в канцелярии.

Сейчас в рамках проекта выполняются такие задачи, как создание отдельных хранилищ документов для организаций с особым статусом и создание архива для электронных документов. В рамках первой из них осуществляется переход от модели «Одно хранилище в Аппарате Правительства на 800 организаций» к четырем территориально и организационно обособленным хранилищам (открываются хранилища Аппарата Президента Республики Татарстан, Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан и Министерства внутренних дел по Республике Татарстан). Кроме того, создается единая система синхронизируемых справочников, формирующих единое информационное поле. В рамках второй из них создается «технологически правильный» электронный архив в Главном архивном управлении при Правительстве Республики Татарстан. Он позволит автоматизировать ежедневное архивирование части базы данных электронных документов, работать с полноценной базой данных и применять технологии электронной цифровой подписи со штампами времени. Незаметное изъятие и подмена части архива станут невозможными.

Ключевые слова: СЭД, регулирование

Дайджест


Другие новости


Интервью


Артём Андреев, начальник отдела проектирования корпоративных мобильных приложений «ЭОС»: Инвестиции в «мобилизацию» сотрудников стали меньше, а возможности – больше
Рост мобильности сотрудников всех уровней – один из важнейших трендов последних лет. В числе драйверов этого направления – развитие технологий...

Фигура речи


Коммерческий директор «Логики Бизнеса» Владислав Полев о значении изменений в законодательстве для отечественного рынка СЭД/ECМ
...