Электронное правительство: рейтинг российских регионов на октябрь 2011 года

20.11.2011

«Центр прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент» составил очередной рейтинг субъектов РФ по уровню развития электронного правительства на 1 октября 2011 года. Ключевой особенностью нового исследования стал анализ не только региональных порталов госуслуг и пользования их электронными госуслугами, но и данные федерального портала www.gosuslugi.ru. При этом, в отчете отмечается, что положительная вертикальная миграция в списке с момента публикации последнего рейтинга в июле 2011 г. объясняется именно появлением электронных госуслуг на региональных порталах, в то время как понижение в рейтинге обусловлено, главным образом, нестабильностью в работе порталов. Нижегородская область по-прежнему лидирует в рейтинге субъектов РФ.

Объектом мониторинга проведенного исследования стали:
- Государственные и муниципальные услуги, информация о которых размещена на Портале государственных услуг субъектов РФ;
- Деятельность многофункциональных центров обслуживания населения;
- Информационно справочное обеспечение в том числе информационные киоски и мобильные информационные сервисы;
- Использование специальных средств персональной идентификации (электронных социальных карт).

Оценка государственных и муниципальных услуг производилась на основании Административных регламентов, размещенных на портале государственных услуг субъекта РФ. При оценке уровня (всего их 5, последний является самым высоким) оказания электронных госуслуг к порталам предъявлялись следующие требования: информация считается размещенной на Портале при наличии Административного регламента предоставления услуги, размещение на Портале государственных услуг бланков (шаблонов) заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги, возможность предоставления документов в электронной форме, мониторинг хода оказания услуги на Портале государственных услуг и, наконец, самый последний – пятый уровень уже непосредственно связан с оказанием услуги полностью или частично в электронном виде. Оценка дополнительных электронных услуг производилась по услугам, не отраженным в вышеперечисленных пунктах, - такие услуги оказывались рамках полномочий органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.  При этом, под электронной услугой понимается услуга, достигшая пятого уровня и оказываемая полностью или частично в электронном виде.

Значительно внимание в исследовании было уделено и техническому обеспечению функционирования региональных порталов госуслуг. При этом, оценивались следующие показатели: перерывы в работе порталов государственных услуг (более 4-х часов в сутки), индексирование сайте поисковыми системами (попадание в первые 20 ссылок), независимая система учета посещений портала и раскрытие информации данной системы о посещаемости (отношение посетителей к населению региона). Кроме того, критериями оценки также послужили: сохранение возможности навигации по сайту при отключении графических элементов оформления сайта, встроенная система поиска по сайту (контекстный поиск), а также работоспособность системы быстрого доступа к отдельным услугам и/или разделам услуг.


Фото_1

Уровень развития инфраструктуры электронного правительства субъекта определялся по наличию следующих элементов: ссылка на Интернет-приемную официального сайта органов власти субъекта РФ, функционирование обратной связи по работе портала, система консультирования по услуге (по группе услуг), наличие информационных киосков, уровень функционирования МФЦ, наличие мобильных информационных сервисов, электронная карта и доступные при помощи нее электронные госуслуги.

Как видно из результатов исследования, приведенных далеко не в полном объеме (полный список всех регионов РФ размещен на сайте «Госменеджмент»), удивительный образом, Москва занимает всего лишь 29 место по России (7 по Центральному округу) и по уровню развития электронного правительства ее опережает Московская область (23 место по России и 5 по округу). На Северо-Западе все по-прежнему наоборот: здесь локомотивом выступает как раз Санкт-Петербург (4 место по России, 1 по округу), в то время как Ленинградская область занимает лишь последнее место (54 место по России). Дальневосточный федеральный округ выделяется весьма высоким потреблением федеральных госуслуг – по этому показателю Амурская область заняла первое место по России (по всем остальным – 2-е), в Хабаровских и Приморских краях этот показатель также наиболее высокий. В Северо-Кавказском федеральном округе удивила Кабардино-Балкария, которая в новом рейтинге заняла 3-е место по России (сильные показатели по государственным и прочим услугам). Интересно также, что в составленном рейтинге республика Татарстан, часто позиционирующаяся как образцово-показательный регион в части развития электронного правительства, заняла лишь 10 место. А на первых девяти местах – Нижегородская область, Амурская область, Кабардино-Балкария, Санкт-Петербург, Липецкая область, Забайкальский край, Краснодарский край, Красноярский край, Омская область. При этом, сравнивая результаты исследований трехмесячной давности, обращает внимание общий рост количества баллов практически у всех регионов. Как и в прошлом отчете, в новом исследовании также отмечается, что на сегодняшний день два субъекта РФ (Республика Ингушетия и Карачаево-Черкесская Республика) не имеют порталов государственных и муниципальных услуг.

Полный список регионов с подробным подсчетом общих баллов на июль 2011 г. доступен на сайте электронного журнала «Госменеджмент».

Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интернет, Интеграция, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, СМЭВ, МЭДО