ЭОС и госуслуги

29.07.2013

Компания «Электронные офисные системы» (ЭОС) широко известна своими наработками в области автоматизации документооборота государственных органов, в том числе решениями для автоматизации процесса оказания государственных услуг. В частности, - еще в 2012 году был разработан соответствующий модуль для флагманской СЭД «ДЕЛО», системы ЕСМ-класса EOS for SharePoint и совместного облачного продукта с «Ростелеком» - «О7.ДОК».

Говоря о специфике автоматизации процесса оказания государственных услуг в электронном виде следует иметь ввиду, что во многих регионах, часть государственных услуг уже переведена с помощью решения «Ростелекома» (Единая системы исполнения регламентов, ЕСИА). Изначально она рассматривалась как временное решение, причем идея казалась достаточно хорошей: при отсутствии в ведомстве своей системы, там устанавливается лишь одно рабочее место, подключенное к федеральной СМЭВ (система межведомственного документооборота). Этого было вполне достаточно для приема заявки с портала госуслуг, осуществления межведомственных запросов, а также выдачи информации по результату оказания услуги. Однако решений такой технический сотрудник не принимает, чаще всего за него это делает руководитель, и для оказания услуги необходимо согласовать часть документов с ним. При этом, вся остальная документационная деятельность осуществляется простой распечаткой заявки и всех собранных документов, - то есть снова возникал традиционный бумажный документооборот. В этом случае, госслужащий сбрасывает все документы на флэшку и копирует их уже в компьютер, подключенный к СЭД, где все это заново регистрируется и уже с помощью СЭД готовится ответ гражданину. Далее ответ согласовывают, утверждают, выгружают результат обратно на флэшку, несут к АРМ, подключенному к СМЭВ, и с него отправляют результат на портал госуслуг.

Таким образом, процесс остается крайне неудобным, хотя «Ростелеком» занимает сегодня около 85 % этого рынка. Тем не менее, нужно понимать, что даже там, где уже стоят решения «Ростелекома» и накоплен некоторый опыт их использования, чиновники также приходят к выводу, что они не удобны. Соответственно, идея перевода процесса оказания госуслуг из какого-то отдельного АРМ непосредственно в саму ведомственную СЭД уже давно витает в воздухе, - это единственный путь избавления от промежуточных телодвижений в виде переноса документов на флэшках или их распечатки. Но опять же, здесь существует проблема финансовых вложений, - регионы уже довольно сильно потратились на решение «Ростелекома». Да, оно предоставляется им на условиях арендной платы, но бюджет под нее запланирован уже на какое-то время вперед. То есть, для перевода госуслуг в какую-то другую информационную систему им снова нужны деньги, которых пока не предусмотрено.

Абстрагируясь от вышеизложенного стоит отметить, что идея замыкания процесса оказания электронных госулсуг в СЭД витала и среди разработчиков, - в частности, летом 2012 года это реализовал ЭОС на базе своего флагманского продукта СЭД «ДЕЛО» (более подробно о предоставлении госусуг на базе СЭД «ДЕЛО» см. в специальном материале рубрики «ЭОС» от 20 августа 2012 г.). В частности, председатель совета директоров ЭОС Владимир Баласанян отметил тогда по этому поводу следующее: «Сегодня мы вновь выступаем в роли первопроходца (впрочем, теперь уже вместе с другими лидерами рынка), доказывая, что СЭД являются важнейшим инструментом в деятельности по оказанию услуг. Работники органов власти, независимо от того, какие задачи они решают, используют систему документооборота для подготовки и принятия решений, а также контроля их исполнения. Тем более что услуга также оформляется в виде документа, предоставляемого заявителю. Поэтому сегодня мы все свои системы поставляем уже с контуром  обеспечения государственных услуг, включая взаимодействие с порталом госулуг и со СМЭВ. Мы научились это делать при реализации масштабного проекта в Бурятии (на базе EOS for SharePoint), а сейчас предлагаем такие решения совместно с «Ростелекомом» в рамках совместного «облачного» решения «О7.ДОК», а также в системе «ДЕЛО» (см. более подробно материал рубрики «ЭОС» от 20 августа 2012 г.).

 


Общая схема организации процесса предоставления электронных госуслуг на базе СЭД «ДЕЛО»

 

Действительно, любое предоставление государственных или муниципальных услуг в 90 % случаев заканчивается получением какого-то документа. При этом сам процесс предоставления услуги можно свести к процессу сбора информации (документов), их согласованию и процессу принятия решения. То есть когда гражданин пишет заявление, к примеру, на получение какой-то справки, то ведомство, согласно административному регламенту, должно осуществить межведомственные запросы, которые, по сути, как раз и являются электронными документами. Соответственно, после сбора этой информации результаты направляются на согласование и утверждение. То есть все это – классические делопроизводственные операции, включающие межведомственное взаимодействие.

Сегодня решение ЭОС позволяет перевести в электронный вид процесс оказания государственных и муниципальных услуг на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Это обеспечивается путём интеграции с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ) через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). К СЭД может быть подключён один или несколько государственных органов власти, при этом для регионов наилучший эффект достигается в случае использования во всех органах исполнительной власти единой базовой СЭД. Для внедрения подсистемы оказания государственных и муниципальных услуг клиенту необходимо, помимо СЭД «ДЕЛО»/EOS for SharePoint иметь «Подсистему управления процессами» и «Сервер электронного взаимодействия» (с соответствующими настройками), а также веб-сервисы, обеспечивающие интеграцию СЭД с порталом госуслуг через СМЭВ.

Все эти компоненты разрабатываются компанией ЭОС и не требуют развертывания стороннего ПО, что очень удобно. К примеру, госслужащий заходит в СЭД «ДЕЛО», далее в подсистему «Управления процессами», регистрирует заявление гражданина и составляет запросы в соответствующие ведомства (их список автоматически высвечивается в соответствии с регламентом). Причем регистрацию запроса можно настроить не только в автоматическом режиме (заявление с портала государственных услуг), но и в ручном, когда гражданин физически обращается за услугой, к примеру, когда приходит в МФЦ или ведомство, где установлена СЭД «Дело». Таким образом, решение ЭОС обладает весьма гибкими и практичными настройками. Но, опять же, нужно рассматривать каждый регион в отдельности, потому что одна и та же услуга в разных муниципалитетах может предоставляться по-разному, что зависит от принятых регламентов. Соответственно, для каждого региона ЭОС разрабатывает отдельные веб-сервисы. О практическом опыте автоматизации процесса оказания электронных госулсуг на базе решения EOS for SharePoint можно прочитать в интервью с Председателем Комитета по информационным технологиям и документальной связи Администрация главы и правительства Республики Бурятия Валерием Андроновым от 20 февраля 2013 г.



Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: ЭОС, регулирование

Дайджест


Другие новости