Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 апреля 2013 года
«Центр прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент» составил очередной рейтинг субъектов РФ по уровню развития электронного правительства на 1 апреля 2013 года. Сравнивая результаты аналогичного исследования апреля 2012 года, можно увидеть, что первое место теперь принадлежит Москве (ЦФО), а Нижегородская область сохранила за собой второе место. Третье место у Санкт-Петербурга (СЗФО), четвертое и пятое еще у двух субъектов Приволжского ФО – республики Татарстан и Самарской области. Седьмое и девятое места у двух субъектов Сибирского ФО, - Забайкальского и Красноярского края, шестое место – у Ростовской области (ЮФО), восьмое у Кабардино-Балкарии, (СКФО) десятое – у Тюменской области (УФО). К сожалению, ни один субъект Дальневосточного ФО в этот раз в десятку не попал, первый по ФО регион по общему числу набранных баллов – Еврейская АО занимает лишь 15 место по России.
Целью составления рейтинга является формирование общей картины используемых в государственном управлении средств обеспечения взаимодействия с населением, использующих современные электронные средства связи и обработки информации. Объектом мониторинга являются:
- Государственные и муниципальные услуги, информация о которых размещена на Портале государственных услуг субъектов РФ и федеральном портале gosuslugi.ru;
- Деятельность многофункциональных центров обслуживания населения;
- Информационно-справочное обеспечение в том числе:
Информационные киоски;
- Использование специальных средств персональной идентификации (электронных социальных карт).
Под термином «государственная услуга» в исследовании понимается «деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».
«Муниципальная услуга» согласно исследованию, это «деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».
Первая десятка российских субъектов по уровню внеддрения Электронного правительства на 1 апреля 2013 года в сравнении с 2012 г. Данные «Центра прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент»
Список оказываемых государственных и муниципальных услуг, вошедших в исследование, был разделен на следующие категории: «Образование», «Социальная поддержка отдельных категорий граждан», ЗАГС, «ЖКХ, земельные и имущественные отношения», «Здравоохранение» и «Культура».
Оценка государственных и муниципальных услуг производилась на основании Административных регламентов, размещенных на портале государственных услуг субъекта РФ. При оценке уровня (всего их 5, последний является самым высоким) оказания электронных госуслуг к порталам предъявлялись следующие требования: информация считается размещенной на Портале при наличии Административного регламента предоставления услуги, размещение на Портале государственных услуг бланков (шаблонов) заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги, возможность предоставления документов в электронной форме, мониторинг хода оказания услуги на Портале государственных услуг и, наконец, самый последний – пятый уровень уже непосредственно связан с оказанием услуги полностью или частично в электронном виде. Оценка дополнительных электронных услуг производилась по услугам, не отраженным в вышеперечисленных пунктах, - такие услуги оказывались рамках полномочий органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом, под электронной услугой понимается услуга, достигшая пятого уровня и оказываемая полностью или частично в электронном виде.
Значительно внимание в исследовании было уделено и техническому обеспечению функционирования региональных порталов госуслуг. При этом, оценивались следующие показатели: перерывы в работе порталов государственных услуг (более 4-х часов в сутки), индексирование сайте поисковыми системами (попадание в первые 20 ссылок), независимая система учета посещений портала и раскрытие информации данной системы о посещаемости (отношение посетителей к населению региона). Кроме того, критериями оценки также послужили: сохранение возможности навигации по сайту при отключении графических элементов оформления сайта, встроенная система поиска по сайту (контекстный поиск), а также работоспособность системы быстрого доступа к отдельным услугам и/или разделам услуг.
Общее число баллов первых десяти субъектов РФ с разбивкой по категориям. Данные «Центра прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент»
Уровень развития инфраструктуры электронного правительства субъекта определялся по наличию следующих элементов: ссылка на Интернет-приемную официального сайта органов власти субъекта РФ, функционирование обратной связи по работе портала, система консультирования по услуге (по группе услуг), наличие информационных киосков, уровень функционирования МФЦ, наличие мобильных информационных сервисов, электронная карта и доступные при помощи нее электронные госуслуги.
Полный список субъектов РФ, методология и результаты предыдущих исследований «Центра прикладной экономики» доступны на страницах журнала «Госменеджмент»
Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, Регулирование
Ключевые слова: электронный документооборот, правительство РФ