СМЭВ: долгожданная отсрочка или помощь регионам?

30.06.2011

Ключевым событием, на фоне которого и развернулась основная дискуссия II международного форума «Государственные электронные услуги - стратегические задачи и практические решения для России» стал перенос сроков вступления в силу пунктов 2 и 3 ст.7 Федерального закона №210. Эти изменения были приняты Государственной Думой РФ в третьем чтении 17 июня. Проще говоря, речь идет о переносе сроках подключения к Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для федеральных структур на 1 октября 2011 г, а для регионов и муниципалитетов - до 1 июля 2012 г. В чем же причины?

Настоящее СМЭВ

Напомним, - раньше планировалось, что федеральные и региональные органы исполнительной власти с 1 июля текущего года при оказании гражданам государственных услуг не будут иметь право требовать от них предъявления дополнительных документов из других ведомств. Однако теперь эти временные рамки отодвинуты. Причем разница в сроках вполне объяснима. Если среди федеральных министерств и ведомств многие уже подключились и работают со СМЭВ, то в регионах и муниципалитетах ситуация гораздо более сложная. Особенно тяжело муниципалитетам, у которых зачастую отсутствуют информационные системы как таковые, а информация, перед тем, как перевести ее в электронный вид, нуждается в тщательнейшей ревизии. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух рассказал участникам конференции об архитектуре и ключевых элементах СМЭВ, о задачах, решаемых этой системой, а также о нормативно-правовом регулировании. Как сообщил Илья Иссович, Минкомсвязи на сегодняшний день уже заключило соглашения о подключении к СМЭВ с 77 субъектами федерации и 57 федеральными органами власти и внебюджетными фондами. Уже подключились к СМЭВ 36 Федеральных органов исполнительной власти и 2 государственных внебюджетных фонда, 15 Субъектов РФ и 2 банка. В данный момент в СМЭВ зарегистрировано 70 электронных сервисов, используемых для предоставления 83 государственных услуг. Заместитель министра сравнил СМЭВ с прямыми телефонами, которыми пользуются чиновники высшего ранга. «На таком телефоне нет кнопок для набора номера, однако стоит снять трубку, как на другом конце провода тебя сразу же слышит тот, кто должен слышать. По такому же принципу работает и СМЭВ», - пояснил он. Однако, по каким причинам этот телефон пока не работает, особенно в регионах, замминистра объяснить не удосужился.

В чем же причина отставания регионов в сроках подключения к СМЭВ?

«Прежде всего, следует начать с нормативно-правового регулирования федерального уровня. Не были вовремя подготовлены документы, на основе которых можно было бы строить работу. Один только 210-ФЗ не определяет возможность подключения к СМЭВ, равно как и принятое в прошлом году Постановление Правительства. Вторая причина – это отсутствие единого решения по СМЭВ. Само понятие СМЭВ начало формироваться только сейчас, когда уже должна была начаться активная работа. Наконец, третья причина – финансовая. Бюджет большинства регионов, в основном, ориентирован на социальные нужды. Средства выделяются по остаточному принципу, и многие программы не предусматривали возможность реализации этих решений. Взять, к примеру, программу «Электронная Россия 2002-2010 гг.», из нее выполнено 30 %, не больше. Такая же ситуация и с новой программой «Информационное общество», там тоже много непонятного и много правовых провалов, которые не позволяли регионам осуществить необходимую работу», - пояснил в беседе с нами заместитель начальника Управления информационных и аналитических технологий Аппарата Администрации Тульской области Владимир Шмидт.

Выступавшие говорили о необходимости разработки типовых решений для электронных муниципалитетов, организации удаленных рабочих мест муниципальных чиновников с авторизацией по ЭЦП и многих других мерах, которые должны помочь муниципальным образованиям успеть осуществить все необходимое для подключения к СМЭВ. Проблем немало, и многие из них носят организационный, а не технический характер. Муниципальные и региональные чиновники зачастую просто не до конца понимают, что такое СМЭВ и какие задачи она решает, многие до сих пор путают ее с системой Межведомственного электронного документооборота (МЭДО) - другим федеральным ИТ-проектом, который осуществляет ФСО России (о специфике СМЭВ и МЭДО, а также их различиях можно во всех подробностях узнать из аудиоподкастов с начальником отдела методологии ЭОС, ответственным секретарем ПК6 Еленой Антошечкиной в ECM_community).

«На текущий момент все технологические задачи, которые мы могли решить, решены. Не решены организационные вопросы. Некоторые Субъекты не до конца понимают, что именно от них требуется, и путают задания и планы. Не готовы сервисы, не готовы регламенты, не проведена работа по оптимизации и изменению нормативной базы. Ничего этого нет на сегодняшний момент» - говорит директор департамента регионального развития компании «Ростелеком» Дмитрий Гуртов. Но с позицией федерального оператора согласны не все. «На мой взгляд, государственный подрядчик мог бы быть более открытым, больше бы привлекал специалистов со стороны. В этом случае у него что-нибудь обязательно получилось. Конечно, в территориальных органах власти есть немало людей, чиновников, которые так или иначе мешали господрядчику, но, вообще-то, основная причина в недостаточности привлеченных ресурсов» - считает директор по стратегическому развитию компании СКБ Контур Петр Диденко.

«Прежде всего, в правительстве региона должен быть централизованный орган, отвечающий за проект. Без этого ничего не сдвинется. У данного органа должны быть соответствующие полномочия, чтобы он мог собирать совещания ведомств в регионе, консультировать, что-то рекомендовать, выстраивать нормативно-правовую конструкцию. Для того  чтобы эта система начала работать, нужно принять 6-7 постановлений Правительства региона. Все это организационные рекомендации, но они самые основные» - комментирует один из участников форума, глава Департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев. Что касается технических проблем, то они, в первую очередь, заключаются в неподходящей информационной системе, а то и вовсе в отсутствии таковой и использовании вместо нее таблиц Excel. «Допустим, в центре информационная система внедрена, а в области – нет. Здесь нужно проанализировать имеющиеся решения и понять, что можно довести до определенного уровня, а от чего следует отказаться. От таблиц  Excel, морально устаревших систем и всего того, что невозможно интернировать в единую систему, нужно отходить», - говорит Александр Албычев.

Возможные перспективы развития СМЭВ

О них рассказал Директор Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Липов, предложивший вариант комплексного предоставления госуслуг. В первую очередь, подобные «пакеты» были бы необходимы при регистрации таких событий, как рождение ребенка, открытие бизнеса и т.д. В то же время, Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Алексей Попов рассказал собравшимся о правительственной инициативе по созданию «дорожной карты» электронных госуслуг. «Сегодня каждое ведомство работает с заявителем самостоятельно, и он сам является архитектором своего взаимодействия с государством, - говорит он, - но должно быть по-другому. Весь процесс сбора документов должен происходить внутри ведомств, без участия человека. А этому процессу также необходим архитектор». Этим архитектором, по мнению Алексея Попова, должен стать правительственный орган, который бы координировал всю работу по взаимодействию федеральных, региональных и муниципальных структур. Из таких уже «спроектированных» услуг и будет состоять «дорожная карта».

Составление такой карты – крайне сложная и кропотливая работа, немалую роль в которой играет организационная составляющая. Ведомства должны в этом процессе выступать, с одной стороны, поставщиками, а с другой – потребителями информации. Составлять «дорожную карту», по словам Попова, будет специальная правительственная подкомиссия. Следующим этапом после составления карты должно стать нормативно-правовое обеспечение отмеченных в ней госуслуг, поскольку карта законодательным документом не является. Третий этап - техническая реализация, то есть - подключение к СМЭВ. Он подразумевает под собой не только заключение соответствующего соглашения с Минкомсвязи, но и техническую реализацию соответствующих сервисов. Четвертый этап - обеспечение юридической значимости межведомственного документооборота. Для этого необходимо использовать ЭЦП. Минкомсвязи разработало единый Сертификат ЭЦП, поэтому все удостоверяющие центры, подключенные к Единому пространству доверия, должны обеспечивать использование этого сертификата.

“Дорожная карта” должна быть расписана для всех госуслуг. Для нормального осуществления этой задачи Алексей Попов предложил назначить в каждом ведомстве единого ответственного чиновника, на уровне не ниже, чем заместитель руководителя ведомства. Этот ответственный должен наладить взаимодействие со всеми контрагентами. По словам Алексея Попова, Минэкономразвития запустило систему мониторинга “дорожных карт”. В качестве помощи региональным органам власти в области построения “дорожных карт” выбрано 6 пилотных регионов, на их основе и их опыте будет формироваться типовая модель, которую затем могут принять на вооружение и остальные. Это Волгоградская, Самарская, Челябинская, Вологодская, Свердловская области, а также Республика Бурятия.

 

Опубликовал: Григорий Рудницкий (info@ict-online.ru)

Тематики: ПО, Кадры, Регулирование