XIII Межрегиональный Форум «Информационные технологии в госсекторе»: вопросы развития МФЦ
В начале декабря 2012 года компания AHConferences провела в Москве XIII Межрегиональный Форум «Информационные технологии в госсекторе». Представители государственных структур различного уровня и ИТ-компаний встретились для обсуждения опыта построения электронного правительства, проблем в области информатизации государственного сектора, вопросов предоставления электронных услуг в Субъектах Российской Федерации. В Форуме приняли участие около 80 представителей государственных учреждений из Москвы Вологды, Самары, Московской, Тюменской, Кировской и Калужской областей, Республики Марий Эл и Ханты-Мансийского автономного округа. Особенно интересными стали доклады, посвященные деятельности многофункциональных центров оказания услуг (МФЦ), возникающим при этом проблемным вопросам и поиску путей их решения.
В программе прозвучали доклады Советника министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрия Журавлева, руководителя Российского Агентства развития информационного общества Александра Айгистова, начальника отдела службы «Одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа Москвы Анны Коробовой, директора МАУ «МФЦ» г.о. Самара Александра Иванова, директора БУ ВО «МФЦ г. Вологда» Нины Хороброй. В рамках пленарной сессии выступили Дмитрий Журавлев и Александр Айгистов. Г-н Журавлев затронул проблему создания и развития системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), представил современную позицию Министерства связи и массовых коммуникаций относительно предоставления госуслуг населению. Г-н Айгистов рассмотрел цели и тенденции развития информационного общества. Напомним также, что к 10 декабря 2012 году в СМЭВ протестированы все приоритетные федеральные сервисы основных поставщиков информации (Росреестр, ФНС, ФМС, ПФР и других федеральных органов исполнительной власти), которые предоставляют более 80 % всех сведений в рамках системы). При этом из 89 неприоритеных федеральных услуг уже функционирует 51, остальные находятся на финальной стадии запуска.
Что касается выступлений спикеров на XIII Межрегиональном Форуме «Информационные технологии в госсекторе», то интересным оказался и доклад начальника отдела службы «Одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа Москвы Анны Коробовой, которая познакомила с международным и российским опытом применения краудсорсинга в государственном управлении, а также с особенностями проекта «Новые пути развития Зеленограда». Об опыте работы многофункционального центра предоставления госуслуг в Вологде, а также об актуальных проблемах организации работы МФЦ рассказала Нина Хоробрая.
Идеальная модель специалиста МФЦ. Слайд из презентации Александра Иванова
Системный подход в процессе организации оказания государственных и муниципальных услуг на базе МАУ г.о. Самара «МФЦ» был в центре выступления Александра Иванова. По его словам, центральный офис МФЦ Самары площадью 1900 кв. м имеет 53 окна для приема-выдачи документов и предоставляет 159 услуг, из которых большую часть составляют федеральные услуги (100) и муниципальные услуги (22). Еще 21 услуги относится к категории дополнительных платных (фото на документы, ксерокопия, сканирование документов, составление юридически значимых документов), а также 9 услуг, предоставляемых в электронной форме с использованием web-ресурсов. При этом, задействовано 24 контрагента, среди которых 10 федеральных органов исполнительной власти и ведомств (к примеру, Управление ФМС и ФНС РФ по Самарской области, Государственная инспекция труда в Самарской области), 5 региональных (в частности Управления ЗАГС Самарской области, департамент труда и занятости населения Самарской области), 8 муниципальных органов исполнительной власти (архивный отдел и департамент здравоохранения Администрации городского округа Самара и т.д.), а также одна организация в категории «Иные» (нотариальная палата Самарской области).
Александр Иванов также рассказал о программе обучения специалистов МФЦ при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. На первом этапе происходит отбор персонала (тестирование психологической устойчивости и профессиональных качеств), далее проводятся непосредственное обучение и методические занятия в соответствии со спецификой оказания услуг (теория, знакомство с ПО, практика, стажировка). При этом, обучение координируется, организовывается и проводится с привлечением государственных, муниципальных органов и учреждений, с которыми заключены соглашения о взаимодействии. В итоге специалист МФЦ допускается к приёму и выдаче документов, консультированию по конкретным видам государственных (муниципальных) услуг только после прохождения обучения. В то же время, качество работы всех сотрудников постоянно отслеживается путем приема жалоб и предложений, в рамках взаимодействия с контрагентами МФЦ, внутренней системы оценки качества и регулярными опросами заявителей, а также постоянной аудио и видеозаписи обращений.
Стоимость строительства всего МФЦ и в перерасчете на «одно» окно. Слайд из презентации Александра Иванова
Все это позволяет довести качество обслуживания специалистов МФЦ до очень высокого уровня. Так, согласно проведенным опросам, 92,4 % опрошенных посетителей самарского МФЦ ответили утвердительно на вопрос «Удовлетворяет ли Вас режим работы МФЦ?», при этом, 90,5 % удовлетворены качеством результата оказания услуги. Так, за 10 месяцев существования МФЦ г.о. Самара в него обратилось около 548 тыс. человек, которым было оказано около 649 тыс. услуг. При этом, директор МАУ «МФЦ» г.о. Самара Александр Иванов не без гордости отметил, что на 649 тыс. оказанных услуг поступило лишь 117 жалоб или 0,02 %. Подавляющее большинство посетителей (54,7 %) обращалось лишь за одной услугой, 39,6 % опрошенных – более 2-х раз, более 5-ти раз обращались за услугами в МФЦ 5,8 % опрошенных.
Кроме того, крайне интересным оказался слайд презентации г-на Иванова, в котором он приводи максимальное и минимальное значения стоимости строительства многофункциональных центров в России, а также в перерасчете на одно «окно», показав, что подобные затраты в Самаре минимальны (596 тыс. рублей на «окно», при минимальных средних показателях по России в 717 тыс. рублей). Что касается узких мест и трудностей в функционировании МФЦ, то г-н Иванов обратил внимание собравшихся на два пункта: это необходимость компенсации расходов МФЦ по оказанию услуг органов власти различных уровней за счёт средств соответствующих бюджетов путём выделения межбюджетных трансфертов, а также важность создания единой автоматизированной информационной системы МФЦ и органов власти разных уровней.
О проблемных вопросах деятельности многофункциональных центров рассказала и директор БУ ВО «МФЦ г. Вологда» Нины Хороброй. Она также как и г-н Иванов обратила внимание собравшихся на то, что до сих пор не определён механизм и размер компенсаций бюджету МФЦ расходов по организации предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ, из-за чего невозможно в полной мере реализовать №133-ФЗ. Г-жа Хоробрая солидарна с Александром Ивановым и в части констатации проблемы, вызванной отсутствием единого программного комплекса (АИС МФЦ), учитывающего все потребности МФЦ в реализации возложенных на него функций. Но разбор критических областей деятельности МФЦ на этом Нина Хоробрая не закончила. Далее она обратила внимание собравшихся на отсутствие нормативных правовых актов на федерального уровня по формированию государственного задания на оказание государственных услуг в МФЦ. Она также отметила, что для полноценной работы центров необходимо внесение изменений в п. 3 ст. 7 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», исключив требования о необходимости предоставления согласия на обработку персональных данных лиц, не являющихся заявителями. Кроме того, Нина Хоробрая отметила, что одним из проблемных вопросов также является и отсутствие установленных требований к виду «электронного документа», полученного в ответ на межведомственный запрос, а также к механизму их передачи в ОИГВ совместно с документами заявителя, представленными на бумажном носителе. Требует дополнения и Квалификационный справочник должностей специалистов в части включения в них квалификационных требований к должностям специалистов МФЦ. Необходимо также определить четкие критерии мониторинга по оценке деятельности МФЦ, в.т.ч. в части уточнения понятий «одно окно» и «универсальный» специалист.
Проблемные вопросы в деятельности МФЦ. Слайд из презентации Нины Хороброй
По словам г-жи Хороброй, возглавляемый ею БУ ВО «МФЦ г. Вологда» имеет 27 окон обслуживания и производит прием-выдачу документов по 87 услугам. При этом, за 11 месяцев 2012 года было принято около 58 тыс. заявителей по региональным услугам, 23 тыс. заявителей по федеральным, а также всего 500 человек по муниципальным, - в совокупности всем трем группам граждан было оказано 170,5 тыс. услуг. Таким образом, среднемесячная нагрузка на одного специалиста МФЦ составила 637 обращений (без учета консультирования по телефону).
Что касаетсядругих выступлений спикеров на XIII Межрегиональном Форуме «Информационные технологии в госсекторе», то технологические решения перед собравшимися представили директор по развитию бизнеса департамента автоматизации государственных структур Digital Design Владимир Кохан, менеджер по продукту «КУБ» компании «ТрастВерс» (ГК «Информзащита») Сергей Ступин, менеджер по работе с ключевыми клиентами PerfomanceLab Павел Гордейчук. В докладах были рассмотрены примеры, особенности и опыт комплексной автоматизации документооборота в государственных ведомствах, проанализирован комплексный подход к управлению информационной безопасностью на базе платформы КУБ, представлены кейсы по проведению независимого тестирования электронных государственных услуг с целью повышения качества информационных сервисов.
Опубликовал: Сергей Мальцев (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, Кадры, Регулирование
Ключевые слова: электронный документооборот, Минсвязи, персональные данные, межведомственный электронный документооборот