Электронная подпись поможет НПФ привлечь клиентов

01.04.2014

Помочь возобновить поток новых клиентов в негосударственные пенсионные фонды может применение электронной подписи (ЭП). Как стало известно РБК, «ВТБ Пенсионный фонд» в своей трехлетней стратегии развития рассчитывает с ее помощью увеличить поток клиентов в восемь раз. Механизм заверения заявлений о переводе накоплений электронной подписью существует и сейчас, однако фактически он не работает — мешает техническая неоснащенность Пенсионного фонда России (ПФР).

Ранее банки группы ВТБ были для фонда основным каналом привлечения клиентов — в 2013 году 75% заявлений о переводе пенсий поступили через них. Однако с отменой трансферагентских соглашений работа с населением в банках стала неэффективной. По новым правилам, вступившим в силу с начала года, после написания заявления в НПФ человеку нужно лично принести его в Пенсионный фонд России. По данным, предоставленным НПФ «ВТБ Пенсионный фонд», 93% клиентов, заключивших договоры с фондом, позже при телефонном разговоре с сотрудником НПФ выразили готовность пойти в ПФР. Но только 10% из них на самом деле дошли. По словам исполнительного директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» Ларисы Горчаковской, сейчас НПФ прекратил привлечение клиентов через банки.

В 2013 году фонд заключил 733 тыс. договоров, однако в этом году, согласно его новой стратегии, фонд планирует привлечь только 100 тыс. новых клиентов. Больших результатов в новых условиях достичь будет невозможно. Изменить ситуацию может применение электронной подписи при заключении договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС) или полноценная работа портала госуслуг. Она отменяет поход в ПФР. «Применение подписи поможет за второе полугодие привлечь до 450 тыс. новых клиентов, а в следующем — около 800 тыс.», — говорит Горчаковская. Применение ЭП заложено в трехлетней стратегии НПФ.

Пока использование ЭП осложняется несколькими факторами. Во-первых, отсутствует техническая возможность принятия заявления со стороны ПФР. Согласно постановлению правительства от 20 декабря 2012 года, ПФР обязан принимать и обрабатывать документы, заверенные электронной подписью, но пока этого не делает. Представитель ПФР сообщил РБК, что в настоящий момент решение этого вопроса прорабатывается. Во-вторых, как поясняет президент НПФ Сбербанка Галина Морозова, многие клиенты пока не имеют электронной подписи, которая необходима для реализации такого перехода.

Впрочем, вторая проблема может быть решена благодаря тому, что крупные банки (в одну группу с которыми входит ряд НПФ) выпускают дебетовые или кредитные карты, в которые уже «зашита» электронная подпись клиента. Такие, например, есть у Банка Москвы («Карта госуслуг»), ВТБ24 («ВТБ24 — электронное правительство») и Сбербанка («Универсальная электронная карта» — ПРО100).

«НПФ мобильны, и многие сейчас переходят именно к онлайн-обслуживанию клиентов. Поэтому в случае появления такой возможности в большинстве НПФ с установкой специального оборудования, позволяющего осуществлять оформление документов на переход с помощью электронной подписи, проблем не возникнет», — уверен глава Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов.

Значительную часть средств по ОПС в прошлые годы негосударственные пенсионные фонды привлекали через банки. По данным ПФР, за прошлый год фонд принял 9,9 млн заявлений от граждан на перевод пенсионных накоплений (6 млн о переводе из ПФР в НПФ, 3,4 млн — из НПФ в НПФ).

Электронная подпись — это механизм защиты целостности данных и подтверждения авторства любой информации, представленной в электронном виде. По сути, это цифровой аналог обычной подписи, имеющий такую же юридическую силу. Генерируется в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа. Чаще всего используется при электронном документообороте кредитных организаций, а также налоговыми органами.

http://www.rbcdaily.ru/finance/562949990996168

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронная подпись