Электронное правительство России. Полное досье
Публикуем перечень всех информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства России, а также анализирует контракт, заключенный между Минкомсвязью и «Ростелекомом» на их эксплуатацию. Последний госконтракт «на оказание услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства в 2013 г.» был заключен между Минкомсвязью и «Ростелекомом» (обладает статусом единственного исполнителя, заключать контракты с которым можно без конкурса) 1 августа 2013 г. Он представляет собой 350-страничный документ, который описывает ряд стандартных параметров: условия, права и обязанности сторон, стоимость работ и т.д., а также включает техзадание и приложения с информацией обо всех системах, входящих в эту инфраструктуру. Подписи под контрактом поставили заместитель министра связи Денис Свердлов (сейчас он работает советником министра связи) и гендиректор «Ростелекома» Сергей Калугин. Предлагаем ряд интересных деталей. Как Минкомсвязь снижала стоимость эксплуатации электронного правительства В 2012 г. эксплуатация региональной инфраструктуры электронного правительства оплачивалась из бюджетов субъектов Федерации. Каждый из них заключал собственный контракт с «Ростелекомом». По оценке главы Минкомсвязи Николая Никифорова, цена одного такого контракта составляла примерно 15 млн руб., а всего 83 региона заплатили оператору около 1 млрд руб. За эксплуатацию федерального сегмента платила Минкомсвязь — 925 млн руб. по контракту от марта 2012 г. Таким образом, общая выручка «Ростелекома» от эксплуатации электронного правительства в 2012 г. могла достигать 2 млрд руб. (167 млн руб. в пересчете на месяц). В 2013 г. эти расходы удалось заметно снизить, хотя и не сразу. Занявший пост министра связи в мае 2012 г. Николай Никифоров решил пересмотреть отношения с «Ростелекомом». Регионам было сказано, что с 2013 г. платить за эксплуатацию инфраструктуры им не придется, т.к. это будет делать федеральное министерство. Контракт сроком на 4 месяца (январь-апрель) был заключен в феврале 2013 г. Его сумма составила 957 млн руб., или 240 млн руб. в месяц. Представители новой команды Минкомсвязи признавались, что инфраструктура электронного правительства, которая практически целиком размещалась в двух ЦОДах «Ростелекома», представляет для них «черный ящик» (вероятно, этим можно объяснить первоначальное удорожание услуг поддержки). Вскрыть этот ящик оказалось не просто. Для этого министерство добилось смены руководства оператора, которая произошла в марте 2013 г., и получило добро со стороны правительства на проведение в «Ростелекоме» аудита. Результаты аудита были обнародованы только в октябре, но, когда он еще был в самом разгаре, Николай Никифоров получил одобрение от президента Владимира Путина на привлечение МВД к проверке деятельности оператора. Это стало переломным моментом в переговорах между чиновниками и «Ростелекомом», считают наблюдатели. Самой проверки не было. Источник в министерстве говорит, что по результатам аудита был сделан вывод, что для привлечения правоохранительных органов нет повода. Зато сумма контракта на 2013 г. была сокращена. По факту соглашений было два. Первое продлевало срок действия февральского контракта до сентября с сокращением его суммы до 638 млн руб. Второе касалось эксплуатации систем в сентябре-декабре. Его сумма - 319 млн руб. Таким образом, министерство согласилось выплатить «Ростелекому» 957 млн руб., но не за 4 месяца, как предполагалось изначально, а за все 12. В результате можно говорить о том, что Минкомсвязи удалось снизить цену эксплуатации более чем в 2 раза по отношению к 2012 г. и ровно в 3 раза по отношению к сумме, за которую планировала работать прежняя команда «Ростелекома» в 2013 г. В «Ростелекоме» называют расчеты, касающиеся 2012 г., не соответствующими действительности. «Фактическую стоимость работ по эксплуатации электронного правительства в 2012 г. можно получить исключительно суммированием реально заключенных договоров с Минкомсвязью и регионами, а не исходя из гипотетических 15 млн», — говорят в пресс-службе оператора. Точную сумму, впрочем, в «Ростелекоме» не приводят. Что касается 2013 г., то, по словам представителя компании, реальные затраты на эксплуатацию электронного правительства превышают объем средств, предусмотренных контрактом на этот год. Нашествие IBM Практически весь федеральный сегмент электронного правительства России располагается в двух ЦОДах «Ростелекома» в Москве — на Сущевском валу (северная часть Третьего транспортного кольца) и на улице Гончарная (район станции метро «Таганская»). Информационные системы и оборудование частично принадлежат Минкомсвязи, частично арендуются у «Ростелекома». Программно-аппаратная инфраструктура ключевых систем электронного правительства — Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — закупалась в два этапа, следует из нынешнего госконтракта Минкомсвязи с «Ростелекомом». В 2009 г. для ЕПГУ было приобретено более 20 серверов HP, несколько маршрутизаторов Cisco и систем хранения Hitachi вместе с СУБД Oracle. Для СМЭВ использовались четыре блейд-сервера и ленточная библиотека Sun, сервер HP, дисковый массив Hitachi и коммутатор Brocade. В качестве программной шины было приобретено решение Oracle. В 2010 г. вычислительные мощности расширились. На этот раз в основном за счет оборудования IBM. Инфраструктура ЕПГУ потребовала 26 новых серверов, СМЭВ — пять. Помимо этого, техника IBM с 2010 г. стала использоваться в инфраструктуре ГАС «Управление», портала госпродаж, системы управления ведомственной информатизацией. По совпадению пост замминистра связи в 2010 г. занял Илья Массух, ранее 13 лет работавший в IBM (последняя должность — директор департамента продаж в госсектор). В 2010–2012 гг. Массух был куратором электронного правительства в Минкомсвязи (на вопросы он ответить не смог). В «Ростелекоме» говорят, что оборудование, перечисленное в контракте, поставлялось в 2009–2010 гг. по техническим заданиям Минкомсвязи и не ограничивается только IBM. «Выбор конкретных марок оборудования осуществлялся подрядчиками по выполнению работ, исходя из возможностей вендоров по обеспечению требуемых технических характеристик, сроков поставки, объемов и иных параметров, заданных заказчиком», — добавляют в компании. Электронное правительство как коммерческий сервис Региональная инфраструктура электронного правительства (РИЭП) не является собственностью ни Минкомсвязи, ни региональных властей. Она, как следует из контракта, принадлежит «Ростелекому» и предоставляется всем 83 субъектам как комплексный сервис по модели SaaS. В состав «типового экземпляра комплексного сервиса» входят: «Региональный портал государственных услуг» — клон ЕПГУ, размещаемый на его же поддомене (например, 45.gosuslugi.ru для Курганской области), содержащий услуги конкретного региона; «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия» — обеспечивает взаимодействие ведомств внутри субъекта; «Типовое решение межведомственного взаимодействия» — автоматизирует получение и обработку запросов через СМЭВ от федеральных органов власти, а также подготовку запросов к ним и получение ответов на них; сервис «Предоставление сведений для ФОИВ» — обеспечивает предоставление сведений от региональных органов власти в адрес федеральных; сервис «Запрос сведений от ФОИВ» — обеспечивает получение сведений от федеральных органов власти в адрес региональных. «Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании типового комплексного сервиса, принадлежат исполнителю», — говорится в госконтракте. Собеседник, близкий к новой команде Минкомсвязи, полагает, что это договоренность между прошлой командой и «Ростелекомом». «Согласно 210-му закону, регионы могут иметь собственные РСМЭВ, тем не менее критерии аттестации региональных шин на статус РСМЭВ формально определены не были, — рассказывает он. — «Ростелеком» же как оператор эксплуатации очень ловко привязал официальную терминологию (РСМЭВ) к неотделимой части архитектуры — региональным шинам». Экс-сотрудник «Ростелекома», занимавшийся электронным правительством, говорит, что у регионов всегда был выбор — либо арендовать инфраструктуру за 15 млн руб. в год, либо создать собственную за 150–350 млн руб. в зависимости от субъекта, и модель аренды для них оказалась более предпочтительной. «Это как каналы и услуги связи, — добавляет он. — Никто же свои каналы связи не строит, а все потребляют услуги. Так же и с инфраструктурой для электронного правительства. Подобную услугу могли оказывать и МТС, и «Вымпелком», если бы инвестировали в создание своей РИЭП». Объем необходимых средств на создание подобного решения он оценивает в 1 млрд руб. По мнению президента УЭК Алексея Попова, ранее работавшего директором ИТ-департамента правительства, не проблема, чтобы регионы арендовали чужой РИЭП (пусть даже и у коммерческой компании), но важно, чтобы субъекты реально имели возможность выбора. В то же время если система не подразумевает альтернативы, то она должна принадлежать государству, добавляет эксперт. Федеральная инфраструктура электронного правительства также не полностью принадлежит государству, ранее рассказывали в Минкомсвязи. Например, «Ростелеком» является владельцем системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК). С ее помощью осуществляется выдача кодов активации гражданам, зарегистрировавшимся на портале госуслуг, через офисы оператора. В «Ростелекоме» замечают, что выдача кодов активации осуществляется разными способами, а основным видом доставки кодов являются отправления «Почты России». «Услуга «Ростелекома» по выдаче кодов активации при посещении ЦПОК является дополнительным, а не основным способом доставки. Сделано это исключительно для удобства и возможности выбора для пользователей», — объясняют в операторе. «Подобные услуги могут при необходимости оказывать другие организации, определенные государством. Для этого возможно использование решений «Ростелекома» или создание собственного продукта», — говорят в компании. Электронное правительство, по мнению «Ростелекома», вообще не может состоять исключительно из информационных систем, принадлежащих государству. «Услуги ЖКХ, оплата пошлин, штрафов и т.д. осуществляются негосударственными организациями. Без использования информационных систем поставщиков начислений, банков функционирование электронного правительства не может существовать полноценно, — считают в операторе. — В этом смысле дополнительные сервисы иных организаций, не подменяющие, а дополняющие возможности государственных систем, необходимо всячески приветствовать. Естественно, что подключение таких сервисов должно проводиться по решению государственных заказчиков». Риски передачи на аутсорсинг государственных ИТ-систем недавно материализовались в Украине, где попытка Минюста отказаться от услуг коммерческого подрядчика привела к отключению ключевых реестров и, как следствие, блокировке работы целого ряда ведомств. Так или иначе, дальнейшая стратегия Минкомсвязи заключается в том, чтобы обеспечить независимость инфраструктуры электронного правительства от оператора эксплуатации, говорил на недавнем круглом столе директор департамента развития электронного правительства министерства Алексей Козырев. Правда, о конкретных шагах в этом направлении пока не известно.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование
Ключевые слова: электронное правительство