Электронные сервисы позволяют экономить расходы госбюджета
Развитие электронных сервисов и каналов взаимодействия позволяют экономить расходы госбюджета. Изменения в работе ведомств, связанных с распространением новейших возможностей взаимодействия и видов связи, рассмотрели на конференции IT Government DAY 2015, организованной порталом TAdviser.
Одной из основных тем конференции стала «развитие и эксплуатация ИТ в условиях сокращения и оптимизации бюджетных расходов». Перед федеральными и региональными властями стоит задача увеличить доступ россиян к госуслугам. Как известно, согласно Указу Президента доля россиян, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах (МФЦ), должна вырасти до 90%. Как сообщил министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев, это приводит к тому, что МФЦ получают больше функций и полномочий, существенно возрастает их роль в системе взаимодействия граждан и власти.
Согласно распоряжению президента, в Московской области должно быть 1500 работающих «окон» в городах, районах и поселениях. Содержание одного МФЦ обходится в 1 млн 200 тысяч рублей в год. Сумма достаточно существенная, поэтому оптимальным решением по оптимизации расходов, по словам Шадаева, станет передача приема заявителей от муниципальных служащих в МФЦ. Это, по мнению министра, приведет к кардинальным переменам: МФЦ разорвет процесс личного взаимодействия граждан с ведомствами. Более того, вся эффективность административных процессов и услуг сразу станет очевидной. Развитию сети МФЦ также поможет важное нововведение в бюджетном кодексе, отметил Шадаев, – половина пошлины, уплаченной за оказание услуги, остается в региональном бюджете, что может привести к тому, что МФЦ станут самоокупаемыми.
Минкомсвязи РФ совместно с Московской областью запускают проект юридически значимых электронных уведомлений. Это позволит отказаться от рассылки бумажных писем и значительно ускорить процесс передачи информации. Из второго значимого направления работы директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах отметил расширение доступа к госуслугам — часть услуг, которые ранее россияне могли получить только на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) можно будет получить на региональных порталах, а впоследствии и на коммерческих ресурсах. Этот пилотный проект Минкомсвязи запускает совместно с Москвой.
Тренд ухода услуг в электронный вид продолжает активно развиваться, отметил Авербах. Это удобно не только гражданам, но и ведомствам – ведь если отправить уведомление о штрафах или задолженности по обычной почте не всегда люди приходят, чтобы забрать письмо, его нужно отправлять повторно и в результате расходы ведомств на почтовые отправления значительно увеличиваются. Тренд минимизации операций оффлайн, максимальный уход в электронный вид в итоге может привести в будущем к тому, что, например, в любом интернет банке можно будет получить загранпаспорт, считает Авербах. Пока в этом направлении делаются первые шаги. При кредитовании физлиц уже сейчас можно получить выписку из ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета через электронную почту, более того, она уже с электронно-цифровой подписью, ее можно сразу послать в банк. Вскоре для получения кредита достаточно будет ответить на 1 смс, настолько хорошо работает проникновение госсистем, считают эксперты.
Как сообщила Звягина Наталья Владимировна, начальник Управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов, ведомство давно идет по пути сокращения расходов на «бумагу» и переход на современные каналы и виды связи. В частности, Наталья Владимировна отметила переход на электронный документооборот. Сейчас служба таким образом взаимодействует со ста банками, со всеми государственными ведомствами, а в год обрабатывает около 18 млн запросов. ФСПП намерена сэкономить и на почтовых расходах, которые пока приходится нести из-за необходимости письменно уведомлять граждан по открытым исполнительным производствам. Придание юридической значимости электронным уведомлениям в дальнейшем позволит отказаться от расходов на почтовую связь – поэтому ФССП участвует в пилотном проекте по переходу от бумажных к юридически значимым уведомлениям и активно участвует на правительственном уровне в обсуждении данного направления.
Путь отказа от бумажных рассылок уже проделан ПФР – ведомство отказалось от «писем счастья», открыв на своем сайте Личный кабинет застрахованного лица, где его пользователи могут увидеть не только данные о пополнении лицевого счета за прошлый год, но и всю информацию о состоянии своего пенсионного счета – сроке работы, количестве лет стажа и т.д. Вместо ежегодного «бумажного» отчета граждане получили интерактивный ресурс, информативный и удобный в работе. Как отметил Владимир Авербух, в развитии ИТ систем одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы их использование было максимально удобно пользователям.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: Электронные госуслуги