Электронный документооборот между госорганами хотят запустить на год раньше — к началу 2017 года

01.01.2010

Правительство утвердило сокращение на 1 год сроков перехода федеральных органов госвласти на полное электронное взаимодействие при обмене документами друг с другом и с Правительством. На фоне замороженного на неопределенный срок проекта по созданию так называемой национальной СЭД, предполагаемое форсирование событий выглядит более чем оптимистичным.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о сокращении сроков перехода на электронный документооборот между органами госвласти и Правительством. Вместо 31 декабря 2017 г. переход должен завершиться 31 декабря 2016 г.

В пояснительной записке к проекту постановления сообщалось, что недавно был разработан регламент обмена электронными документами для госорганов и определен срок, до которого необходимо привести с ним в соответствие ведомственные СЭД, — 27 апреля 2015 г.

Записка напоминает, что результаты пилотных проектов по обмену электронными документами между аппаратом Правительства РФ, Минкомсвязью, Минфином и Минэкономразвития были признаны «положительными».

Все это, по мнению авторов документа, указывает на целесообразность увеличения темпов полного перехода госорганов на электронное взаимодействие друг с другом. Утверждается, что реализация нового постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Комментируя данное решение в своем блоге, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС Наталья Храмцовская считает оптимизм Минкомсвязи малопонятным — практика вроде бы не дает для него оснований. «Несмотря на серьезные успехи, достигнутые в области использования электронных документов и электронных каналов взаимодействия в госуправлении, нерешенных проблем у органов госвласти более чем достаточно. Бумажный межведомственный документооборот пока что меньше не стал. Ряд федеральных органов исполнительной власти, с моей точки зрения, не готовы к электронному документообороту даже в техническом и кадровом отношении, не говоря уже о необходимости перестраивать деловые процессы», — отмечает Храмцовская.

В качестве подтверждения логичности своих рассуждений она приводит пример США, где к 2019 г. всего лишь планируется обеспечить управление и хранение изначально электронных документов (в первую очередь электронной почты) в электронном виде (попросту говоря, покончить с их распечатыванием). Задача же 100-процентного перехода к электронному взаимодействию там даже не ставится.

В заключении Храмцовская прогнозирует, что, скорее всего, данный переход произойдет примерно так же, как и переход на электронное взаимодействие через СМЭВ при оказании госуслуг: «все дружно отчитаются об исполнении, но при этом втихаря увеличат расходы на фельдсвязь и курьеров».

В этой связи также стоит напомнить, что, как недавно выяснило издание CNews, проект создания так называемой национальной СЭД заморожен на неопределенный срок. Контракт Минкомсвязи с НИИ «Восход» на соответствующие работы, заключенный в октябре 2013 г. на i40,3 млн, был расторгнут еще в конце прошлого года, и возможность заключения нового договора пока не рассматривается.

Причиной расторжения контракта в Минкомвязи была названа возникшая в ходе работ потребность в дополнительных исследованиях, после окончания которых «выявилась необходимость значительно расширить объем работ, которой был ранее предусмотрен контрактом».

Теперь фронт работ для создания национальной СЭД будет расширен при том, что времени на их завершение стало меньше.

Впрочем, коллега Храмцовской — председатель совета директоров компании ЭОС Владимир Баласанян — настроен в отношении сокращения сроков перехода не столь скептически. Он указывает на то, что в данном случае под электронным документооборотом имеется в виду работа с электронными документами-подлинниками (а не электронными версиями бумажных документов, с которыми госорганы работают сейчас). «Учитывая, то, что уже проведена большая предварительная работа по подготовке нормативной и технологической базы для обеспечения выпуска, обработки и архивного хранения электронных подлинников, то особых проблем для запуска пилотного проекта в следующем году я не вижу», — сообщает Баласанян. Другое дело, что, как можно было заключить с его слов, пока не существует никаких четких критериев, на основании которых потом можно будет говорить о переходе от пилота к законченному промышленному решению.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: электронный документооборот