Качественное развитие электронного правительства в России: позиция Минкомсвязи встретила критику
На панельной дискуссии,состоявшейся после открытия VIII Всероссийского форума «Электронное правительство — современный механизм управления регионом», представитель Минкомсвязи назвал одной из тенденций развития электронного правительства в России использование его возможностей для информационного обслуживания бизнеса – хотя не исчерпаны резервы развития e- government в интересах граждан.
Директор департамента развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций Владимир Авербах в качестве примера обслуживания бизнеса электронным правительством привел историю с использованием банками сведений о доходах гражданина – данные о его отчислениях в пенсионный фонд, свидетельствующие об уровне доходов, могут быть переданы через СМЭВ и изучены при решении вопроса о кредите. И Минкомсвязь предоставила такую возможность, но по запросу и, следовательно, под контролем гражданина – персональные данные о его доходах банк так или иначе получит.
Руководитель экспертного центра электронного государства Павел Хилов, также участвующий в дискуссии, заявил, что обслуживание электронным правительством интересов компаний – это хорошо, но сначала следовало бы завершить строительство электронного правительства для граждан.
Последнее время развитие электронного правительства заменяет гонка за количеством регистрацией на едином портале госуслуг и в ЕСИА, но в самом электронном правительстве не заметно существенных сдвигов. Новый портал больше года пребывает в статусе бета-версии, и на нём представлены всего шесть услуг, при этом старый портал gosuslugi.ru не развивается и не улучшается. Тем не менее, чтобы получить услугу, гражданин всё равно должен идти на «старые» gosuslugi.ru, регистрироваться там и вводить сведения о себе, заполнять формы запросов и т.п.
Непонятно, когда у электронного правительства появится т.н. уведомительный порядок оказания услуг – ведь государство обладает всей необходимой информацией о гражданине, чтобы не он пытался получить госуслугу, а чтобы услуга находила его сама, как, например, предложение вовремя получить новый паспорт или заменить права.
Ещё одно важное, но заглохшее направление развития – т.н. комплексные услуги, когда одно событие в жизни людей вызывает необходимость сразу нескольких обращений к государству. Например, при рождении ребенка — его нужно зарегистрировать в ЗАГСе, выдать ему СНИЛС (услуга Пенсионного фонда), выдать родителям материнский капитал (органы социальной защиты), поставить в очередь в детский сад, присвоить гражданство (ФМС) и др. Сейчас человек должен ходить сам по всем этим ведомствам, пусть даже он делает это на портале. Но при правильно работающем межведомственном электронном взаимодействии достаточно просто предложить гражданину комплексную электронную услугу.
Эти и другие важные задачи качественного развития электронного правительства давно и хорошо известны, но Минкомсвязь не решает их годами.
VIII Всероссийский форум "Электронное правительство" — современный механизм управления регионом» завершил работу накануне.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@spbit.ru)
Тематики: Интеграция
Ключевые слова: Госуслуги, Электронные госуслуги