Маркировка и прослеживаемость: в чем отличия этих систем, и что у них общего?
Федеральная налоговая служба уверенно держит курс на усиление контроля финансовых и товарных потоков. Свидетельством тому являются уже полноценно работающие инструменты АСК НДС-2, онлайн-ККТ, поэтапно внедряемая маркировка товаров и планируемая прослеживаемость. Новым системам администрирования НДС, а также автоматизации бизнес-процессов был посвящен семинар, организованный компанией «Такском» совместно с Институтом налогового менеджмента и недвижимости (ИНМиН) ВШЭ. На этом информационном мероприятии руководитель Управления камерального контроля А.В. Егоричев сообщил о том, что ФНС в 2020 году сделает упор на систему документальной прослеживаемости импортной продукции. Проект соответствующего Федерального закона уже — на рассмотрении. Планируется, что он будет подписан к концу этого года. И тогда в НК РФ в дополнение к имеющимся видам надзора — камеральному, выездному и налоговому мониторингу добавится еще и контроль движения товаров.
ФНС уже подготовила проекты подзаконных актов. В частности, проходят согласование поправки в Постановление Правительства РФ № 1137, утверждается перечень прослеживаемой продукции, рассматриваются базовые единицы ее измерения, готовятся необходимые документы. В уведомлениях о ввозе импортных товаров и их вывозе, в налоговой отчетности должны будут указываться их контролируемые объемы и идентификаторы.
Эксперимент по прослеживаемости уже проводится. В нем участвует 21 компания. Планируется, что система полноценно заработает в 2020 году и будет контролировать на территории РФ оборот импортной продукции в 143 млрд рублей. Система охватит всех налогоплательщиков независимо от режима налогообложения, работающих с прослеживаемыми товарами. И поскольку информация о таких изделиях при переходе от одного собственника к другому должна передаваться с помощью универсального передаточного документа (УПД), электронный документооборот (ЭДО) станет законодательно обязательным для всех участников системы прослеживаемости.
Заместитель генерального директора компании «Такском» В.Ю. Зудин обратил внимание аудитории на отличие систем маркировки и прослеживаемости. Первая предполагает нанесение кода на партию либо на единицу товара, чего не требуется в прослеживаемости. Код служит носителем информации о продукте. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке утвержден Распоряжением Правительства РФ № 792-р. Его возглавляет табачная продукция, которая уже маркируется с 1 июля на производстве, а этого же числа 2020 года будет введен запрет на оборот немаркированных табачных изделий в целом. Очевидно, что список маркируемых в обязательном порядке товаров будет расширяться.
В чем суть системы маркировки? Все сведения о движении помеченных уникальными цифровыми кодами изделий от производителя или импортера к продавцу направляются в Информационную систему в режиме онлайн с помощью УПД при оптовой реализации, при выбытии товаров из оборота в рознице передаются онлайн-кассами.
Что нужно делать, если товар подпадает под маркировку? Зарегистрироваться на сайте «Честный знак» напрямую или через Личный кабинет оператора фискальных данных. Далее получить в системе маркировки коды и нанести их на изделия. Также необходимо обновить программное обеспечение и приобрести 2D сканер для считывания кодов или соответствующее мобильное приложение к телефону. А представителям бизнеса, использующим онлайн-кассы, следует настроить их и по необходимости обновить прошивку. Всем участникам оборота маркированной продукции требуется ЭДО.
Что собой представляет современное решение по внедрению ЭДО? Единую систему, которая обеспечивает организации обмен электронными документами со всеми участниками рынка, их внутреннее согласование, создание электронного архива, ну и, конечно же, возможность отчитываться перед контролирующими органами. «Такском» предлагает различные решения по ЭДО для любого вида и размера бизнеса. Подробнее с ними ознакомьтесь здесь.
Как правильно принять товар в рознице? При приемке необходимо отсканировать нанесенный на изделие или на его упаковку код, проверить, совпадает ли он с кодом, указанным в УПД. И если есть расхождения, произвести корректировку, а если их нет принять товар. Заметим, что маркированная продукция выводится из оборота только через онлайн-кассы. Для работы малой розницы с маркированными товарами компания «Такском» разработала комплексное Web-решение «Такском-Магазин». Оно позволяет вести учет маркированных товаров на торговой точке и складе, легко интегрируется с ЕГАИС, ВЕТИС. А программный продукт «Станция Сканирования», созданный на базе «1С» автоматизирует полный цикл работы с маркированными товарами.
В.Ю. Зудин представил аудитории и другие сервисы, выполняющие различные задачи. Например, «Такском-Досье», способствует должной осмотрительности и созданию добросовестного бизнес-периметра. Он предназначен для профессионального анализа и проверки компаний, зарегистрированных на территории РФ. «Такском-Досье» оценивает бизнес-структуры по тем же критериям, что и АСК НДС-2 на стороне налоговых органов. Он предоставляет информацию более, чем о 22 млн участников российского рынка и создает «портрет» потенциального партнера. «Такском-Досье» очень удобен и оперативен, в несколько кликов собирает необходимые сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, а также работает в режиме уведомлений по запрашиваемой информации. Ознакомьтесь с полезными сервисами на сайте «Такском».
Плодотворная сессия вопросов и ответов, а также пожелания встретиться на площадке Высшей школы экономики вновь завершили семинар. 30 октября пройдет следующий семинар компании «Такском» и ИНМиН ВШЭ. На нем выступит советник государственной гражданской службы РФ II класса О.С. Думинская на тему «НДС-2019: все изменения и сложные вопросы. Арбитражная практика по проблемным вопросам исчисления НДС».
Тематики: Интеграция