Онлайн-кассы в 2020 году: изменения, связанные с маркировкой товаров

21.02.2020

6 февраля национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и «Такском» провели семинар «Онлайн-кассы: актуальные вопросы регистрации и применения, изменения 2020. Маркировка и прослеживание: путь к цифровой экономике. ЭДО и ОФД при реализации маркированного товара». В качестве спикеров выступили заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин и руководитель проекта компании «Такском» Иван Чикляев.

Представитель ФНС уделил особое внимание последним изменениям, вызванным реформой ККТ. Они связаны с набирающим в России обороты проектом маркировки товаров. Как известно, Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ внёс дополнительные требования по реализации товаров, маркированных средствами идентификации. Были утверждены новые фискальные документы для маркировки, новые требования к фискальному накопителю. Также вступят в силу новые требования к операторам фискальных данных.

Чем вызваны дополнительные требования к фискальному накопителю? В первую очередь – стремлением сделать из кассы универсальный инструмент, который позволяет работать кассиру в одной информационной системе при передаче информации о маркированном товаре в ФНС и ЦРПТ, сообщил спикер. Касса выступит в качестве инструмента, который, агрегируя информацию, будет передавать её одновременно в две системы. Сначала кассир пробивает товар, и информация будет передаваться оператору фискальных данных. Далее ОФД сам «разделит» её: одну часть отправит в ФНС, другую – в систему маркировки «Честный ЗНАК».

В 2020 году система маркировки окажет влияние на систему контрольно-кассовой техники. Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 №238-ФЗ, теперь при реализации маркированного товара нужно будет указывать сведения нём, формировать новые типы документов и загружать эти данные в ККТ. Для этого нужно утвердить форматы этих новых фискальных документов: ориентировочно это произойдёт до конца мая 2020 года, предполагает Александр Сорокин.

Затем в реестр фискальных накопителей будут включены ФН нового образца, а в реестр контрольно-кассовой техники – новые модели ККТ для маркировки. 27 июля 2020 года вступят в силу новые требования к ОФД – им будет необходимо поддерживать новый формат данных. ОФД должны будут подтвердить соответствие требованиям системы маркировки, если предполагают работу с такой системой. Новые требования к фискальному накопителю включают 11 пунктов, в числе которых наличие счетчика запросов о коде маркировки и счетчика уведомлений о реализации маркированного товара, умение принимать от ККТ коды маркировки, умение самостоятельно проверять достоверность кода маркировки, обеспечение формирования фискальных документов маркировки и другие.

Однако Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ утвердил, что до 6 августа 2020 года производители могут включать в реестры те ФН, которые не соответствуют новым требованиям. А до 6 августа 2021 года, когда планируется, что на рынке уже появятся соответствующие ФН, пользователям можно регистрировать, перерегистрировать и применять ККТ с ФН старого образца. То есть был введён двухгодичный переходный период – для того, чтобы все ФН доработали свой срок службы. Если у пользователя ККТ из-за маркировки возникает необходимость применять новый ФН, то по закону он может работать со старым до окончания его срока службы.

Отдельно спикер остановился и на теме новых фискальных документов. Сейчас с использованием кассы формируются 10 фискальных документов, в числе которых отчёт об открытии смены, кассовый чек, бланк строгой отчётности, кассовый чек коррекции и другие. В связи с изменениями, связанными с маркировкой товаров, в этот перечень были включены ещё четыре документа. Так, перед реализацией маркированного товара на кассе, кассир сканирует информацию и формирует запрос о коде маркировки – некое предварительное уведомление в систему маркировки. От системы маркировки приходит ответ на запрос о коде. Как только кассир пробил товар и выдал чек, в систему маркировки отправляется уведомление о реализации маркированного товара. И далее на это уведомление приходит квитанция. То есть получается два документа, формирующихся на кассе, и два документа, на неё приходящих. Однако формировать такие документы можно будет только после того, как появятся ФН нового типа, предупредил эксперт.

Маркировка оказала влияние и в части изменения использования определённых систем налогообложения: теперь организациям, торгующим маркированным товаром, запрещено применять специальные налоговые режимы ЕНВД и ПСН (пока что речь идёт только о торговле меховыми изделиями, обувью и лекарствами).

Чтобы касса уже сейчас могла выступать в качестве инструмента для передачи информации в систему маркировки, в форматы фискальных документов были внесены изменения, связанные с кодом товара. Они вступают в силу 1 марта 2020 года. Приказом ФНС России от 29.08.2019 № ММВ-7-20/434@ в формат 1.1 были внесены изменения, подразумевающие, что код товара теперь является отдельным обязательным реквизитом чека.

В заключение своего выступления Александр Сорокин ответил на вопросы участников семинара.

— Турфирма продает авиабилеты на основании субагентского договора. Что указывать в чеке, если клиент воспользуется услугой перелёта только через несколько месяцев? То есть сначала он оплатил, а перелёт состоялся позднее? В какой момент пробивать чек на полный расчёт?

— В момент, когда деньги пришли на расчётный счёт, получатель денежных средств в течение одного рабочего дня формирует кассовый чек и направляет его клиенту в электронном виде. В кассовом чеке должно быть написано, что это аванс (предоплата) за услугу. По продажам авиабилетов можно формировать один кассовый чек на все операции. Если клиент воспользовался этой услугой, то по окончании отчётного периода фирма, оказавшая её, формирует кассовый чек на зачёт предоплаты аванса. Причём, это может быть единый чек за все оказанные услуги в расчётном периоде. 

— Обязателен ли реквизит «код товара» в кассовом чеке при продаже товара, который не подлежит маркировке?

— Код товара указывается только для товаров, по которым уже введена обязательная маркировка. Если на вашу категорию товаров маркировка ещё не введена, то данный реквизит вы не заполняете.

— Нужно ли перепрошивать кассовый аппарат, чтобы код появился в кассовом чеке?

— Да, нужно. Производители ККТ до 1 марта 2020 года должны доработать свои программы, чтобы указывать набор данных по маркировке в своих прошивках. Этот срок ещё не истёк. Далее ФНС соберёт информацию о том, кто это сделал, а кто нет. Пользователь также может рассмотреть вариант, как это сделать в учётной системе, производители которых также занимаются реализацией такой возможности. 

— Если организация продаёт немаркированный товар, то должна ли она использовать ФН нового типа?

— По закону были внесены изменения, которые коснулись всех ФН, но не всех касс, то есть будет разделение на кассы для маркировки и на кассы не для маркировки. Чтобы перейти на ФН, поддерживающие маркировку, пользователям дан переходный период на два года и более. Если вы понимаете, что вам надо использовать ФН для маркировки, но его ещё нет на рынке, вы используете старый. Если старый заканчивает срок службы, то вы снова проверяете, есть ли в продаже ФН для маркировки. Если есть – покупаете, если нет – берёте обычный и используете его до окончания срока службы. Рано или поздно все ФН будут поддерживать работу с маркировкой, а сами кассы по этому принципу будут отличаться. 

— Как обозначать наименование услуг в чеке при турагентской деятельности? Например, авиабилеты?

— Вы указываете ту услугу, которую оказываете по договору. Если в договоре указано «услуги по приобретению авиабилетов», то именно так и прописываете их в чеке. 

— Сотрудник принят на должность специалиста с исполнением обязанностей кассира. С ним заключен трудовой договор индивидуальной материальной ответственности в связи с исполнением функционала кассира. Будет ли нарушением, если в кассовом чеке указано «кассир Иванов А.Б.», а не «специалист Иванов А.Б.»?

— Требование к этому реквизиту гласит, что в нём должна указываться должность и фамилия. Если по трудовому договору и должностной инструкции указана должность «Специалист», то вы указываете её, а не иную.  

— Какие штрафы предусмотрены за непробитые чеки по вине разработчика учётной программы – например, 1С?

— Причины, по которым произошли нарушения, учитываются, но в свете смягчающих обстоятельств. Вся ответственность лежит на пользователе, то есть нет гарантии снятия административной ответственности из-за неполадок системы.  

О решениях для маркировки товаров рассказал Иван Чикляев, руководитель проекта ОФД Такском. Передача кодов маркировки оператором фискальных данных осуществляется бесплатно, это входит в общую стоимость услуг по договору с ОФД, сообщил эксперт. Однако отдельно тарифицируются все дополнительные отчёты и услуги по маркировке. У ОФД Такском они представлены в виде:

  • тарифа на кассу «ОФД на 13 месяцев + работа с маркировкой»;
  • пакета «Маркировка 100 000» на все кассы в личном кабинете ОФД.

Для чего нужны дополнительные сервисы? Без таких отчётов информацию по маркированному товару можно посмотреть только непосредственно в системе «Честный ЗНАК», причём по отдельному коду. А в ЛК ОФД Такском, чтобы не искать каждый чек, можно снять отчёт, в котором ОФД покажет все чеки со всеми кодами маркировки, которые оператор получил и передал в ЦРПТ. При этом ОФД Такском работает со всеми товарными группами, подлежащими маркировке.

Как уже сообщалось, чтобы работать с маркировкой, с 1 марта нужно будет перепрошить или обновить ККТ или кассовый софт. Как пользователь сможет визуально отследить, что касса перепрошита? «Если сейчас выводится сам код в чеке, то после обновлений на чеке будет печататься специальный символ, обозначающий, что в чеке есть товары с маркировкой. Если вы увидите этот символ, это значит, что ваша касса успешно перепрошита», – комментирует Иван Чикляев.

Некоторые реквизиты печатного кассового чека станут необязательными. Например, «номер чека за смену» и «номер смены». Для пользователей касс, выбивающих ежедневно сотни и тысячи чеков, это актуально, потому что позволяет экономить на бумаге.

Из последних разработок ОФД Такском Иван отметил отчёт арендодателям в ЛК «Такском-Касса». Как известно, владельцы торговых площадей рассчитывают арендную плату своим арендаторам исходя из их финансовых показателей. Но не все арендодатели согласны на отчёты, полученные от самого арендатора, поскольку сомневаются в их правдивости. Нужен проверенный источник. В этой роли и выступает ОФД Такском, так как данные от оператора считаются доверенными: он не заинтересован в умышленной коррекции показателей. Отправить отчёт можно на любой адрес электронной почты. О других возможностях ЛК «Такском-Касса» можно узнать в специальном разделе сайта компании Такском.

Тематики: Интеграция, Финансы

Ключевые слова: Такском, онлайн-кассы

Дайджест


Другие новости