«КАРЕЛКАМЕНЬ» оптимизировал работу флота и исключил убыточные контракты с помощью 1С:ERP и 1С:Документооборота

17.01.2023

Компания РАУ АйТи завершила проект комплексной автоматизации Группы компаний «КАРЕЛКАМЕНЬ» - крупнейшего в России производителя и транспортировщика нерудных строительных материалов. Система «1С:ERP», интегрированная с решением «1С:Документооборот», помогла оптимизировать управление продажами и доставкой щебня. Улучшилось планирование работы более 20 речных судов общей вместимостью 40 000 тонн, сокращены простои кораблей. Ускорено согласование коммерческих предложений, заказов, заявок на расходование денежных средств. Обеспечен точный расчет себестоимости добываемых материалов с учетом лизинга, выплат процентов по кредитам, затрат на хранение и перемещение партий товара. Усилен контроль за рентабельностью продаж, исключены убыточные контракты, которые ранее составляли до 5% от общего числа сделок.

Предприятия Группы компаний «КАРЕЛКАМЕНЬ» добывают, доставляют и отгружают нерудные материалы по всей России. Ежегодно портфель продаж на российском рынке поставок щебня составляет более 3,5 млн тонн.  Компания продает и отгружает щебень с карьеров, а также доставляет его клиентам собственными силами: «КАРЕЛКАМЕНЬ» имеет в распоряжении более 20 судов и занимает 45% доли рынка внутренних водных поставок щебня Северо-Западного и Центрального регионов России. На «КАРЕЛКАМЕНЬ» также приходится 15% общего объема поставок щебня автотранспортом по Санкт-Петербургу и Москве. Среди клиентов – представители строительной отрасли от Нарьян-Мара до Сочи. Главный клиент предприятия - сталелитейная горнодобывающая компания «Северсталь».

Ранее в группе компаний не было автоматизировано управление финансами, оптовой торговлей, речными грузоперевозками. В работе флота нередко возникали простои. Заявки на расходование денежных средств (около 60 заявок ежедневно) согласовывались по электронной почте. Казначей вел реестр заявок вручную, согласование платежей могло затягиваться на несколько дней. Не было возможности точно рассчитать себестоимость добываемых материалов, фактические затраты не сходились с плановыми. Было сложно контролировать расходы компании и рентабельность контрактов. В итоге около 5% сделок оказывались убыточными.

Кроме того, возникали сложности при расчете вознаграждений менеджерам по продажам. Менеджеры и логисты рассчитывали премии вручную в электронных таблицах. При этом часто возникали ошибки, данные менеджеров расходились с бухгалтерской информацией, сравнить рассчитанную менеджером планируемую прибыль с фактической было практически невозможно. Сотрудники получали премию даже за заключение убыточного контракта.  

Группа компаний нуждалась в новой информационной системе, которая позволила бы точно рассчитывать себестоимость продукции по всем звеньям производственной и логистической цепочки, контролировать рентабельность сделок, быстро согласовывать заказы и документы, эффективно управлять флотом, оперативно планировать и рассчитывать премиальные платежи.

Для решения поставленных задач были выбраны решения 1С:ERP и ECM-система «1С:Документооборот».  Партнером по внедрению стала компания «РАУ АйТи», имеющая статус Центра компетенций 1С по ERP-решениям.

Проект был выполнен за 9 месяцев. На первом этапе был составлен список требований к системе, построена матрица «Как есть» и «Как должно быть», разработан план следующих этапов проекта. Для расчета себестоимости было создано текстовое описание Учетной политики. Под специфику ГК «КАРЕЛКАМЕНЬ» доработали многоуровневую систему согласования документов, для ускорения согласования пользователям подготовили инструкции и провели обучение. 

В итоге свой 19-й сезон навигации судов и транспортировки щебня по России компания начала с новой системой управления ресурсами. Работы по проекту планируется продолжить после окончания сезона навигации судов, когда дирекция освободится от операционных задач и вернется к развитию системы. В планах – автоматизация производства нерудных материалов (процессы разработки открытым способом на месторождениях компании) и бюджетирования (выполнение задач по отслеживанию движения ресурсов внутри предприятия и контроль финансовой деятельности подразделений группы).

Ключевые результаты проекта

  • Обеспечен точный расчет себестоимости продукции с учетом лизинга, процентов по кредитам, затрат на приобретение, хранение и перемещение партий товара.  Устранены расхождения между плановыми и фактическими расходами по каждой конкретной сделке. Финансовый результат рассчитывается теперь автоматически. Это позволило оперативно оценивать рентабельность продаж: убыточные контракты, которые ранее составляли до 5% от общего числа продаж, полностью исключены.
  • Интеграция 1С:ERP с системой «1С:Документооборот» существенно упростила согласование документов – коммерческих предложений, заказов, заявок на расходование денежных средств. С помощью новой системы менеджер оперативно направляет документ на согласование своему руководителю, после согласования в отделе система по настроенным маршрутам автоматически передает документ по цепочке согласования – ответственному по направлению, по организации или группе компаний. В итоге сделки заключаются быстрее, заказы быстрее передаются в работу, усилен контроль за целевым использованием денежных средств.
  • Автоматизировано управление собственным и арендованным флотом. Создан календарь судодвижения, который позволяет планировать работу более 20 речных судов общей вместимостью 40 000 тонн во время навигационного сезона. Система оперативно определяет неоптимальные переходы судов без коммерческой загрузки или переходы с балластом. Это помогает своевременно выявлять простои и принимать меры для их сокращения.
  • Кроме того, автоматизирован расчет премий менеджерам. Система проверяет правильность расчета плановой прибыли и сравнивает ее с фактической. Если контракт убыточен – премия за него не начисляется. В итоге компания оптимизировала расходы на персонал, а менеджеры получают справедливое вознаграждение за свою работу.

Кузнецова Любовь, главный бухгалтер ГК «КАРЕЛКАМЕНЬ», отмечает: «1С:ERP помогает нам более рационально управлять ресурсами компании. Мы начали верно считать себестоимость и исключили возможность продавать «в минус». Процесс согласования заявок на расходование средств переехал в систему, что помогло усилить контроль за финансами. Автоматизирован расчет премий – снизились расходы на персонал. Изначально мы планировали инвестировать в систему, которая даст нам положительный экономический эффект, и у нас это получилось».

Ключевые слова: 1С:Документооборот, 1C ERP

Дайджест


Другие новости


Интервью


Руководитель отдела разработки СЭД компании «Интерпроком» Вячеслав Валышкин: «СЭД постоянно обрастает новыми возможностями, трансформируясь и обретая новые очертания»
В 2022 году по направлению СЭД/ECM у компании «Интерпроком» вышли новые версии решений ЭСКАДО 8.2. и СУПеР 8.2. Традиционно основной вектор их...

Фигура речи


Заместитель генерального директора «ИнтерТраст» по развитию бизнеса Вадим Ипатов о требованиях к СЭД при переходе на импортозамещающие решения
...