О муниципальной информатизации в Сибири и Дальнем Востоке в 2014 году – результаты опроса

13.05.2015

В марте 2015 года секция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов «Информатизация органов местного самоуправления» в рамках подготовки очередного XXXII Общего собрания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) подвела итог опроса муниципальных образований (МО) Сибири и Дальнего Востока о результатах 2014 года и планах на 2015 год в сфере информатизации.

В опросе приняли участие 44 МО, в которых проживают около 10 миллионов жителей.

1. Итоги 2014 года

Опрос показал, что в 2014 году основная работа в муниципальных образованиях в области информатизации шла в следующих направлениях.

1. Над созданием и развитием условий для оказания муниципальных услуг жителям и организациям в электронной форме работали 90% из числа муниципальных образований, ответивших на вопросы.

В 57% МО была проделана работа по развитию межведомственного взаимодействия: увеличение количества рабочих мест и оказываемых услуг с применением системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ), оснащение сертификатами ключей электронных подписей и др.

20% МО расширили оказание услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГМУ). Переход к оказанию муниципальных услуг в режиме «единого окна» и через МФЦ осуществили около 20% МО.

К сожалению, только 10% ответивших указали на работу по автоматизации оказания муниципальных услуг непосредственно в муниципальных учреждениях. Это говорит о том, что в большинстве муниципальных образованиях оказание муниципальных услуг через региональные порталы и ЕПГМУ, работа в СМЭВ для сотрудников остается трудоемкой ручной работой (в большей части по запросам федеральных и региональных служб).

2. Около 60% муниципалитетов работали над развитием информационной инфраструктуры. Больше всего было уделено внимания на развитие локальных вычислительных сетей (ЛВС) администрации муниципалитета и муниципальных корпоративных информационных сетей (МКИС): 36% и 23% соответственно из числа ответивших.

В 2014 году 25% опрошенных работали над усовершенствованием защиты информации в администрациях муниципальных образований.

3. Внедрение системы электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД) в 2014 году стала основной задачей в информатизации органов местного самоуправления. Из числа ответивших МО на вопросы 50% указали на развитие и внедрение СЭДД.

В 39% МО работали над развитием официального сайта (портала) муниципального образования.

В общей сложности в 70% ответов указано на внедрение и развитие информационных систем (АИС «Архивный фонд», ИСОГД, АИС по ЖКХ, информатизация в образовании, АИС по управлению бюджетом и муниципальными заказами, ГИС ГМП и др.).

В 2014 году для служб информатизации наиболее сложными оказались работы, связанные с работой в системе межведомственного взаимодействия (20% от числа ответивших), внедрение СЭДД (14%), ГИС ГМП (11%), обеспечение информационной безопасности (9%). Результат опроса подчеркивает, что эксплуатация СМЭВа, как и в 2013 году, для муниципалов остаются недостаточно обеспеченной со стороны разработчиков, как в методическом, так и организационном плане.

Несмотря на то, что на вопрос об участии региональных и федеральных органов власти в реализации муниципальных услуг в электронной форме ответили всего 13 МО, ответы оказались интересными.

На оказание помощи со стороны региональных органов исполнительной власти (РОИВ) в реализации муниципальных услуг указали 9 МО. Реализована суммарно 61 услуга.

При этом 8 МО за свой счет реализовали суммарно 101 услугу. Федеральные органы власти в реализации услуг в электронной форме не участвовали.

2. О финансовом обеспечении

Показательны размеры финансирования перехода к оказанию муниципальных услуг в электронной форме. По представленным данным ОМСУ суммарные затраты региональных органов власти составили 16,4 миллиона руб., ОМСУ – 152,2 миллиона руб. Соотношение затрат – 9,3 раза. Со стороны федеральных органов власти финансовое обеспечение для перевода муниципальных услуг в электронную форму непосредственно муниципалитетам представлено не было.

Необходимо отметить, что переход к оказанию муниципальных услуг в электронной форме привел к необходимости работы в защищенных каналах (в большинстве случаев к аренде каналов у ОАО «Ростелеком»), увеличения пропускной способности каналов передачи данных и к другим затратам для обеспечения информационной инфраструктуры.

По представленным 26 ОМСУ данным суммарные затраты на аренду каналов связи у сторонних организаций составили 64,3 миллиона руб., на обеспечение доступа к сети Интернет – 82,2 миллиона руб. В дальнейшем эти расходы, скорее всего, будут увеличиваться. Эти данные подчеркивают, что те муниципалитеты, которые своевременно создали собственную муниципальную сеть передачи данных (МСПД), получили существенный финансовый выигрыш при эксплуатации информационной инфраструктуры, чем те муниципалитеты, которые решили, что иметь собственную МСПД нет необходимости, задачи будут решены за счет аренды.

В последние годы в ОМСУ появилось более четкое понимание необходимости включения в бюджет раздельно расходов на развитие и на эксплуатацию информационных технологий в муниципалитете. По представленным 30 ОМСУ данным на 2015 год суммарные затраты на развитие информатизации определены в размере 204,5 миллиона руб. (в среднем 27,54 рубля на одного жителя), на эксплуатацию информационной инфраструктуры и прикладных программных систем – 289,8 миллиона руб. (39,04 рубля в среднем затраты на одного жителя). Как видим, в бюджете муниципалитетов 2015 года финансирование эксплуатационных расходов предусмотрено больше, чемвложения на развитие информационных технологий. Это означает, что размер затрат, сокращение которых приведет к потере эксплуатируемых информационных технологий в бюджете информатизации занимает больше половины. Соответственно, это обстоятельство придется учитывать при сокращении доходной части бюджета МО и постоянно работать над внедрением технологий, обеспечивающих сокращение эксплуатационных расходов IT-инфраструктуры.

3. О планах на 2015 год

Муниципалитетами в числе планируемых для решения в 2015 году указаны следующие задачи.

1. Развитие СЭДД в плане интеграции с региональными и федеральными органами исполнительной власти, переход в электронном документообороте к решениям на базе свободного программного обеспечения (43% из числа ответивших).

2. Развитие ЛВС и МСПД/МКИС ОМСУ (34%).

3. Развитие оказания муниципальных услуг в электронной форме (20%).

4. Обеспечение защиты информации (20%).

5. Расширение работы в СМЭВ (16%).

6. Модернизация официальных сайтов ОМСУ (16%).

7. Расширение оказания муниципальных услуг через МФЦ и в режиме единого окна (11%).

8. Модернизация систем в финансовом управлении (11%).

Результаты опроса показали, что АСДГ может оказать помощь и содействие в решении проблемных вопросов муниципальной информатизации путем изучения и обобщения опыта МО, подготовки аналитических обзоров лучших практик, организации семинаров и вебинаров (45%).

64% от числа опрошенных МО подтвердили целесообразность проведения конференции АСДГ по вопросам муниципальной информатизации. Наиболее востребованными темами конференции оказались:

    обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности;
    защиты персональных данных;
    обеспечения межведомственного электронного взаимодействия;
    внедрения систем электронного документооборота.

4. Муниципальные образования, которые успешно внедряют информационные технологии

Руководители служб информатизации к наиболее успешно внедряющим информационные технологии муниципальным образованиям отнесли города (МО указаны по убыванию частоты упоминаний) Барнаул, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск. Как успешные в развитии информационных технологий указаны Омск, Новосибирск, Дудинка, Железногорск, Екатеринбург, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Нягань, Радужный, Санкт-Петербург, Тула, Тюмень, Белоярский, Кондинский и Сургутский районы Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) Тюменской области.

В качестве лучших практик также указываются достижения:

    в сфере образования — у муниципалитетов Рязанской и Ивановской областей;
    в сфере ЖКХ – Республики Чувашия;
    в организации работы МФЦ – Новосибирской области;
    в обеспечении электронного документооборота – Республики Бурятия;
    переход к оказанию муниципальных услуг в электронной форме – муниципалитеты Приморского края и Пензенской области.

Подробная информация о выполненной работе в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в 2014 году в сфере информатизации приведена на сайте АСДГ.

Об авторе: Данил Валинуров, начальник информационной сети АСДГ

Об Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) – первая в СССР, самая большая в России и единственная за Уралом добровольная организация межмуниципального сотрудничества городов Сибири и Дальнего Востока, образованная в 1986 году. В настоящее время в составе Ассоциации 70 муниципальных образований с населением более 13 млн человек.

За свою историю АСДГ провела свыше 600 мероприятий по обмену опытом работы администраций городов по наиболее актуальным проблемам, в которых приняло участие более 25 тыс. специалистов муниципалитетов. Результатом таких мероприятий являются рекомендации и предложения федеральным и региональным органам государственной власти по совершенствованию законодательства в области местного самоуправления, выражающие консолидированное мнение муниципалитетов, в том числе и в сфере муниципальной информатизации.

В АСДГ успешно функционируют 20 секций по основным отраслям городского хозяйства и социальной сферы, в том числе и секция «Информатизация органов местного самоуправления», которая объединяет сотрудников структурных подразделений администраций муниципалитетов по информатизации. Основная цель её деятельности — повышение эффективности и качества применения информационных технологий. В рамках работы секции организовано взаимодействие служб информатизации для изучения и внедрения передового опыта в сфере внедрения информационных технологий в деятельность муниципалитетов.

Кроме того, с 1994 года в АСДГ функционирует информационная сеть. Это комплекс информационных ресурсов и средств связи, созданный в целях информационного обеспечения руководителей и специалистов органов местного самоуправления. Сегодня информационная сеть это:

1. Информационно-компьютерный банк «Материалы местного самоуправления Российской Федерации». Содержит нормативно-правовые и распорядительные акты органов местного самоуправления Российской Федерации.

2. Информационно-компьютерный банк «Показатели социально-экономического развития городов Сибири, Дальнего Востока и Урала». Содержит информацию о бюджетах, ценах и других показателях социально-экономического развития муниципальных образований.

3. Информационный бюллетень местного самоуправления. Издается по соглашению с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований.

4. Сайт АСДГ. Информирует о деятельности Ассоциации и текущем состоянии местного самоуправления в Российской Федерации.

5. Анонсы нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления. Новые и актуальные документы, поступившие в информационную сеть.

6. Перечень нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления. Документы, включенные в информационно-компьютерные банки.

7. Социологические и экспертные опросы руководителей и специалистов муниципальных образований.

Все это дает возможность АСДГ находиться на передовых позициях формирования эффективного местного самоуправления в нашей стране.

Источник: Экспертный центр электронного государства со ссылкой на журнал «Региональная и муниципальная информатизация».

Тематики: Маркетинг, Регулирование, Web

Ключевые слова: исследование рынка, Электронные госуслуги