Одноклассники.ru попали в триллер/ Владельцы ресурса требуют 200 тыс. рублей с издательства "Эксмо"

17.04.2008

Компания "Одноклассники", владеющая социальной сетью odnoklassniki.ru, подала иск о защите авторских прав к издательству "Эксмо". Владельцы ресурса требуют от издательства компенсации в 200 тыс. руб. за выпущенный "Эксмо" триллер "Одноклассники". В оформлении обложки книги использованы элементы фирменного стиля социальной сети, утверждают в "Одноклассниках".

ООО "Одноклассники", владеющее социальной сетью odnoklassniki.ru, подало иск о защите авторских прав к издательству "Эксмо", информация об этом появилась на сайте арбитражного суда Москвы. Исковое заявление зарегистрировано 10 апреля. Владельцы сайта требуют от издательства компенсации в 200 тыс. руб. Как рассказал "Ъ" владелец "Одноклассников" Альберт Попков, в компании узнали о выходе книги случайно: "Дизайн обложки книги копирует наш фирменный стиль, кроме того, ссылка на odnoklassniki.ru содержится в выходных данных. Мы считаем, что таким образом издательство вводит в заблуждение наших клиентов, внушая им, что мы имели какое-то отношение к написанию или выпуску этой книги". По словам господина Попкова, его компания обратилась в издательство с предложением решить ситуацию мирным путем — заплатить компенсацию или изъять тираж из продажи и, не встретив понимания, решила обратиться в суд.

Триллер "Одноклассники" написан писателем Андреем Дышевым, специализирующимся в основном на детективной литературе. В книге идет речь о школьных друзьях, которые встретились благодаря тому, что нашли друг друга на сайте odnoklassniki.ru, и затем начали погибать при загадочных обстоятельствах. Книга появилась в магазинах в феврале. "Претензию от владельцев odnoklassniki.ru мы получили в марте этого года,— говорит глава пресс-службы "Эксмо" Мария Румянцева.— Издательство предлагало вариант разрешения ситуации, но, видимо, он их не устроил. Некоторое сходство обложки с интерфейсом сайта есть. Это объясняется тем, что сайт является одним из мест действия романа".

Руководитель службы блогов SUP Fabrik Антон Носик понимает желание издателей использовать популярность социальных сервисов: "В последнее время к нам достаточно часто обращаются представители издательств с вопросами, на каких условиях можно использовать логотип или другую символику "Живого журнала" в оформлении книг. Правда, в большинстве случаев речь идет об обучающей литературе. Мы еще никому не отказали. Странно, что "Эксмо" в случае с "Одноклассниками" не попыталось урегулировать отношения с владельцами торговой марки".

Эксперты считают, что исход дела будет зависеть от того, удастся ли владельцам социальной сети доказать, что дизайн обложки книги действительно вводит читателей в заблуждение и заставляет думать, что социальная сеть имела отношение к написанию книги или является ее информационным спонсором. Гендиректор студии Maniaco Кирилл Готовцев считает, что у "Эксмо" шансы на положительный исход выше: "Единственное, на что могут указать владельцы "Одноклассников",— это схожесть цветовой гаммы. Логотип переделан достаточно умело — "Эксмо" может сказать, что на логотипе odnoklassniki.ru две фигурки людей уходят в сторону восходящего солнца, а на обложке книги изображены две фигурки, на которые мы смотрим через оптический прицел, что в принципе логично, учитывая содержание книги". Адвокат Наталья Барщевская, напротив, считает, что у "Одноклассников" хорошие шансы добиться компенсации от "Эксмо": "Они могут потребовать возместить ущерб в соответствии с частью 2 статьи 4 закона Российской Федерации "О товарных знаках", говорящей о "схожести до степени смешения". Если суду будет неочевидно, что дизайн книги использует элементы фирменного стиля odnoklassniki.ru, будет назначена специальная экспертиза, которая установит, так ли это".

Антон Бурсак
 

Тематики: Маркетинг, Регулирование, Web