"Связьинвест" забежал вперед рынка/ Холдинг планирует увеличить число абонентов широкополосного интернета в восемь раз
29.04.2008
"Связьинвест" ставит перед своими "дочками" задачу до 2012 года увеличить количество абонентов широкополосного доступа в интернет в восемь раз, с нынешних 1,3 млн абонентов до 11 млн. Для этого "дочки" холдинга реформируют систему продаж и маркетинга. Участники рынка считают планы "Связьинвеста" слишком оптимистичными: по их мнению, рынок будет расти медленнее, чем прогнозируют в холдинге, а по мере роста конкуренции в крупных городах "Связьинвесту" будет все сложнее сохранять долю рынка.
"Связьинвест" принял программу, ориентированную на увеличение рентабельности межрегиональных компаний связи (МРК) и увеличение доли холдинга на рынке широкополосного доступа (ШПД) в интернет. Программу по заказу "Связьинвеста" разработали агентство Roland Berger Strategy Consultants и консалтинговое подразделение Siemens ("Ъ" подробно описывал программу в номере от 24 марта). Как рассказал "Ъ" директор департамента внешних коммуникаций "Связьинвеста" Олег Михайлов, в настоящий момент программа одобрена советами директоров всех МРК. Теперь руководство холдинга ставит перед межрегиональными операторами задачу наращивания базы абонентов ШПД в 2012 году более чем в восемь раз относительно 1,379 млн абонентов по итогам 2007 года. Количество абонентов ШПД в России по итогам 2007 года составило 5,6 млн. По оценкам iKS-Consulting, сейчас проникновение ШПД в регионах составляет 6%, к 2008 году оно вырастет до 13%, к 2009-му — до 25%, а в городах-миллионниках превысит 40%. При этом в компании ожидают, что в 2009-2010 годах начнется замедление темпов роста.Принятая МРК программа предполагает реструктуризацию каналов продаж МРК. "Аудит каналов сбыта показал, что МРК используют разные механизмы реализации услуг: одни создают свою сеть центров продаж и обслуживания, другие предпочитают работать через дилеров и агентов, заключают договоры о приемах платежей с банками и внедряют оплату через интернет и платежные терминалы,— говорит Олег Михайлов.— В будущем каждая компания должна прийти к формированию сбалансированного портфеля каналов продаж, который будет включать как собственные, так и партнерские сервисные центры". Кроме того, МРК реформируют структуру коммерческих подразделений: все региональные отделы будут жестко подчинены коммерческому директору межрегиональной компании. Также предполагается создание подразделений, которые будут специализироваться на работе с массовым или корпоративным сегментом, которые разработают узкосегментированные предложения для различных групп абонентов. В "Сибирьтелекоме", "Волгателекоме" и "Уралсвязьинформе" процедура реструктуризации коммерческого блока уже запущена. По словам Олега Михайлова, сейчас в "Связьинвесте" подсчитывают, каких дополнительных инвестиций потребует программа, однако, по его словам, эта сумма будет незначительной на фоне общих капитальных затрат МРК.
Аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов называет планы "Связьинвеста" чересчур оптимистичными: "В стране около 52 млн домохозяйств; если говорить о самом оптимистичном сценарии, можно ожидать, что уровень проникновения ШПД достигнет от 50 до 70%, соответственно, "Связьинвест" претендует на долю, близкую к половине рынка. С одной стороны, это выглядит реально, с другой стороны, в каждом крупном городе будет два и более игрока на рынке ШПД — не факт, что "Связьинвест" сможет удержать необходимую долю".
Глава "Корбины Телеком" Александр Малис говорит, что "Связьинвест" в принципе движется в правильном направлении: "Маркетинг и система продаж — это одна из проблем, которые нужно решать МРК, однако ими их проблемы не ограничиваются. Поставленные ими цели — где то половина рынка при проникновении 50% — в принципе достижимы. Но достижимы ли они именно для "дочек" "Связьинвеста", большой вопрос. Чтобы эффективно развиваться, им нужно как минимум провести масштабные кадровые перестановки".
Аналитик "Велес Капитала" Илья Федотов говорит, что "Связьинвест" в будущем столкнется с острой проблемой удержания доли рынка, выраженной в деньгах: "Сейчас предприятия "Связьинвеста" практически монополисты на значительной части территории России, поэтому они могут удерживать высокие цены: среднемесячная выручка на одного абонента ШПД сейчас у МРК 730 руб. в месяц. По мере роста конкуренции снижение доли выручки неминуемо. Агрессивные планы по наращиванию абонбазы являются попыткой застраховаться от снижения выручки из-за роста конкуренции".
Антон Бурсак
Тематики: Фиксированная связь, Интернет