СМЭВ на пороге полного запуска: отчет Минкомсвязи
Автор: Денис Воейков
30.09.2013
Директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ Алексей Козырев 26 сентября дважды в течение дня доложил о текущей статистике внедрения системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) и о планах по ее доработке. Сначала его выступление прозвучало на расширенном заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, а затем на конференции “ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки”.
По словам г-на Козырева, текущие цифры по количеству участников СМЭВ доказывают, что система развивается и функционирует. В 2011 г. к СМЭВ было подключено 53 участника, в 2012-м — 3379, в 2013-м по сделанному в августе прогнозу данный показатель достигнет 7158 участников.
Сейчас к СМЭВ подключены все 83 субъекта РФ, 71 федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), 1216 региональных органов власти, 5653 органа местного самоуправления. (Как заверяет чиновник, каждое такое подключение — это законченный мини-проект по интеграции информационных систем.)
Запросы к федеральным органам власти от регионов в рамках функционирования СМЭВ также растут. В 2010—2011 гг. их было 0,4 млн., в 2012-м — 35,7 млн., в нынешнем году их по прогнозу будет 76,6 млн.
Количество запросов от ФОИВ (и иных организаций) к ФОИВ в этом году дорастет до 775 млн. (Рост по сравнению с прошлым годом более 60%.) И, по словам г-на Козырева, нужно понимать, что каждый такой запрос — это один “сэкономленный” поход гражданина к чиновникам.
Достаточно любопытным выглядит распределение межведомственных запросов по поставщикам информации. На долю пяти крупнейших поставщиков (Федеральное казначейство, Миграционную и Налоговую службы, Росреестр и МВД) приходится 81% соответствующей нагрузки на СМЭВ . Если к этим пяти добавить еще полсотни самых активных поставщиков, то они закроют 99,9% “трафика” в рамках того объема функционала, который сейчас реально требуется. При этом всего в СМЭВ по данным Минкомсвязи зарегистрировано 450 сервисов, и это значит, что порядка 400 сервисов, на которые была потрачена масса усилий, приняли на себя исключительно мизерную полезную нагрузку — 1193 запроса за всю свою историю. Чиновник убежден: это еще раз доказывает тезис о том, что ценность, которую мы создаем, вкладывая одни и те же ресурсы, в разных случаях может оказаться различной. Нормативными документами предписывается переводить в электронный вид все услуги, хотя “окупаются” они по-разному, и тратить несоизмеримые с результатом усилия никому не хочется. Выход из этой ситуации Минкомсвязи видит в поиске таких технологических решений, которые смогут снизить затраты на поддержание всей системы в актуальном состоянии.
Как сообщил г-н Козырев, на примере уже реализованных в СМЭВ проектов в Минкомсвязи поняли, что при оптимизации системы придется столкнуться с двумя категориями проблем. Первая — сложность введения в эксплуатацию новых и изменения существующих сервисов. Качество технической документации для разработки явно недостаточно. По одним и тем же методическим рекомендациям примерно одинаковые сервисы делаются по-разному, что приводит к технологической разнородности и высоким затратам при эксплуатации. Любое изменение форматов сервисов приводит к веерному отключению потребителей и необходимости создания на их стороне доработок для адаптации. При этом практически в любом изменении на стадии тестирования узким горлышком являются службы техподдержки ФОИВ.
Вторая категория проблем характеризуется жалобами от получателей сведений в СМЭВ на несоблюдение сроков взаимодействия, а зачастую и на непонятность содержания ответов. По словам г-на Козырева, это происходит из-за того, что некоторые информационные системы, подключенные к СМЭВ, не готовы к возрастающей нагрузке. При этом у чиновников нет технических средств для мониторинга соблюдения сроков реагирования на запросы, как нет и нормального механизма привлечения к ответственности за их срывы.
Чтобы решить эти проблемы, в Минкомсвязи сейчас развёрнут проект по доработкам в СМЭВ, который сводится к нескольким основным направлениям: выработка единого формата взаимодействия, разработка эмуляторов сервисов для их безболезненного тестирования, мониторинг выполнения регламентных сроков предоставления данных, развитие системы мониторинга работоспособности сервисов с публикацией результатов в общем доступе, привязка запросов в СМЭВ к предоставлению конкретной услуги.
Помимо этого г-н Козырев отмечает, что у Минкомсвязи на повестке дня стоит задача до конца 2013 г. полностью запустить взаимодействие по представлению региональных сведений в адрес ФОИВ. Второго октября в рамках данного проекта состоится очередное совещание в режиме видеоконференции с субъектами-участниками. У чиновников есть все основания полагать, что проект будет завершен именно в этом году, и таким образом запущенными окажутся все виды межведомственного взаимодействия через СМЭВ.
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: межведомственный электронный документооборот