Установлены требования к средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 27 июня 2013 г. № 149 г. Москва утверждены «Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования».
Общедоступная информация в форме открытых данных размещается в Интернете, в том числе на сайте государственного органа и органа местного самоуправления, в формате CSV или XML либо в ином формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации, который соответствует национальным и международным стандартам структурирования информации (п.2).
Мой комментарий: Вообще-то любой файловый формат позволяет проводить автоматизированную обработку, даже графический. Неплохо было бы также конкретно сказать, какие «национальные и международные» стандарты имелись в виду, и что делать с той информацией, для которой «национальные и международные» стандарты пока ещё не разработаны.
Для размещения общедоступной информации в форме открытых данных на сайте должна быть создана специальная страница открытых данных, а также отдельные страницы для размещения наборов открытых данных (систематизированных совокупностей локализованных сведений в форме открытых данных, состоящая из отдельных элементов, характеризующихся набором атрибутов, и позволяющая автоматизированным системам без участия человека идентифицировать, интерпретировать и обрабатывать такие элементы) (п.3).
При размещении общедоступной информации в форме открытых данных учитывается периодичность размещения информации, установленная перечнями, предусмотренными статьей 14 федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п.4).
Государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает работоспособность сайта (включая работу специальной страницы) под нагрузкой, определяемой числом обращений к сайту, двукратно превышающей максимальное суточное число обращений к сайту, зарегистрированных за последние 6 месяцев эксплуатации сайта; вновь созданного либо функционирующего менее 6 месяцев сайта – под нагрузкой не менее 100 000 обращений к сайту в месяц (п.5).
Мой комментарий: Тот, кто это писал, вряд ли имеет представление о материально-технических возможностях органов местного самоуправления. Федеральных чиновников полезно иногда вывозить на экскурсии хотя бы в Новую Москву ;)
Требования к средствам защиты информации, обеспечивающим доступ к общедоступной информации в форме открытых данных, определяются государственными органами и органами местного самоуправления с учетом положений приказа Минкомсвязи России от 25 августа 2009 г. № 104 «Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования» и приказа ФСБ России и ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. №489 «Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования» (п.6).
Специальная страница должна содержать реестр открытых данных, в котором размещается перечень наименований наборов открытых данных. Наименования наборов открытых данных имеют форму гиперссылок, обеспечивающих прямой доступ к страницам наборов открытых данных (п.7).
При описании данных, а также информации о данных, их составе структуре и содержании, необходимо придерживаться спецификаций, содержащихся в абзацах втором – четвертом пункта 6 «Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия», утвержденных приказом Минкомсвязи от 27 декабря 2010 г. № 190 (п.8).
Государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайте в форме открытых данных (п.9). Организация свободного доступа к общедоступной информации в форме открытых данных осуществляется в соответствии с требованиями:
Доступ к общедоступной информации в форме открытых данных не требует регистрации и авторизации, в случаях, если иное не предусмотрено постановлениями Правительства РФ;
Пользование общедоступной информацией в форме открытых данных не может быть обусловлено требованием использования пользователями определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей специального программного обеспечения. Для организации свободного поиска и получения общедоступной информации в форме открытых данных государственный орган (орган местного самоуправления) должен создать следующие условия (п.10):
Специальная страница должна иметь собственное наименование «Открытые данные»;
На главной странице сайта должна располагаться гиперссылка, обеспечивающая доступ на специальную страницу, с названием «Открытые данные»;
Специальная страница должна иметь гиперссылку на каталог метаданных;
Реестр открытых данных должен содержать гиперссылки на страницы наборов открытых данных;
Паспорт набора открытых данных должен содержать гиперссылку на содержание набора открытых данных.
В целях защиты общедоступной информации, размещаемой на сайте в форме открытых данных, среди прочего должно быть обеспечено (п.11):
Использование средств усиленной квалифицированной электроннаой подписи в соответствии с законодательством РФ;
Мой комментарий: Пока я так и не поняла, как эта подпись будет использоваться. Не уверена, что у всех органов местного самоуправления есть реальная возможность выполнить это требование (как, впрочем, и все последующие).
Использование сертифицированных в порядке, установленном законодательством РФ, средств защиты информации от неправомерных действий, в том числе средств криптографической защиты информации;
Применение сертифицированных в порядке, установленном законодательством РФ, программных и аппаратных средств антивирусной защиты, средств защиты от распределенных атак на сайт с целью создания условий, при которых пользователи сайта не смогут получить к нему доступ либо доступ будет затруднен, фильтрации и блокирования сетевого трафика;
Ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств, используемых для публикации, актуализации, удаления, предоставления информации в форме открытых данных, позволяющих обеспечивать учет всех действий, фиксировать точное время, содержание изменений и информацию об уполномоченном лице соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления);
Ежедневное копирование всей размещенной на сайте информации в форме открытых данных, а также данных электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность их восстановления;
Защита информации в форме открытых данных от уничтожения, модификации, блокирования, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
Хранение информации не менее 10 лет в соответствии с условиями функционирования сайта.
Мой комментарий: Что ж, это ещё один повод для государственных и муниципальных органов задуматься об организации электронных архивов.
Общедоступная информация в форме открытых данных должна размещаться на русском языке (п.12).
Допускается указание наименований иностранных юридических лиц, фамилий и имен физических лиц с использованием букв латинского алфавита.
Источник: Консультант Плюс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=151022
Автор: Наталья храмцовская
Источник: http://rusrim.blogspot.ru/2013/09/blog-post_3.html
Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)
Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование
Ключевые слова: электронное правительство