Владельцев электронных подписей автоматически занесут в Единую систему идентификации

14.03.2014

Сведения о россиянах, получающих квалифицированные электронные подписи, будут передаваться в Единую систему идентификации и аутентификации. Для граждан – обладателей электронных подписей - это даст возможность подключиться к порталу госуслуг, для Минкомсвязи – послужит очередной мерой для приближения числа пользователей портала к значению, зафиксированному в одном из майских указов Владимира Путина.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который внес изменения в 19 законов, регулирующих использование электронной подписи в различных сферах. В частности, документом устанавливается, какой вид электронной подписи должен использоваться в системе обязательного пенсионного страхования, при регистрации прав на недвижимость, в сфере оценочной деятельности, социальной помощи и ряде других.

Закон устраняет несоответствия в правовой базе, возникшие после вступления в 2013 г. в силу 63 ФЗ, который вместо одной электронной цифровой подписи ввел три вида подписи: простую электронную, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную, говорит Никита Баранов, руководитель группы проектов «Услуги Удостоверяющего центра» компании «СКБ Контур».

«Всё государственное уходит под квалифицированную электронную подпись, а визирование первичных документов для бизнеса (договора, акты, счета, за исключением счетов-фактуры и отчётности в ФНС) - в неквалифицированную», - добавляет гендиректор компании «Топ Кросс» Сергей Муругов, считающий это закономерным.

Еще одно нововведение подписанного Путиным закона заключается в том, что при выдаче квалифицированного электронной подписи аккредитованный в Минкомсвязи удостоверяющий центр должен будет направлять сведения о ее получателе и о самом сертификате подписи в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

ЕСИА - это база данных граждан, зарегистрированных на Едином портале госуслуг (ЕПГУ), а также чиновников, работающих с государственными информационными системами. По плану Минкомсвязи, в 2018 г. в ней должно быть зарегистрировано не менее 70% жителей России.

Этот показатель вытекает из указа Владимира Путина от мая 2012 г., в котором говорится, что доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 г. должна составлять не менее 70%.

По данным на январь 2014 г. в ЕСИА было зарегистрировано около 7 млн человек или 5% населения России. Более чем в половине регионов этот показатель не превышал 3%.

Таким образом, закон об изменениях в сфере электронных подписей, предписывающий обязательное внесение информации в ЕСИА, послужит очередным способом увеличить количество зарегистрированных в ней граждан. Но этот способ далеко не главный.

Сейчас для того, чтобы оказаться в ЕСИА и получить доступ к Единому порталу госуслуг, пользователю необходимо выполнить ряд действий. Пройти регистрацию через интернет (на Едином портале госуслуг по адресу esia.gosuslugi.ru), используя логин, в качестве которого выступает СНИЛС, и пароль. Затем - верифицироваться (подтвердить свою личность), предъявив паспорт и СНИЛС в центре поддержки клиентов «Ростелекома», либо получив код активации письмом через «Почту России».

Также зарегистрироваться можно по Универсальной электронной карте или квалифицированной электронной подписи (которые предварительно нужно оформить и получить).

В ближайшие месяцы Минкомсвязи должно будет провести обновление ЕСИА, после чего регистрироваться в ней станет значительно проще. Логином будет служить номер мобильного телефона, на который будет приходить СМС с кодом подтверждения.

Такая упрощенная регистрация откроет пользователю доступ к ограниченному числу услуг на ЕПГУ (например, оплата штрафов ГИБДД или проверка задолженности ФССП), которые, в основном, и так доступны на сайтах соответствующих ведомств без какой либо регистрации.

Для получения услуг, в которых требуется верификация человека (оформление заявления на получения паспорта, субсидии, запись в детсад и др.), по-прежнему, необходимо будет посетить офис «Ростелекома».

Еще один путь привлечь граждан в ЕСИА откроется после того, как верификацию смогут проводить сотрудники «Почты России» (по плану Минкомсвязи, такая возможность к концу 2014 г. должна появиться в 5 тыс. отделений), а к регистрации граждан в системе идентификации подключаться Многофункциональные центры.

Кроме этого, Минкомсвязи требует, чтобы субъекты Федерации постепенно отказались от собственных систем регистрации, применяемых на их региональных порталах госуслуг. В будущем должна использоваться только одна система - ЕСИА.

Насколько все эти способы окажутся действенными, станет понятно уже к концу 2014 г. Минкомсвязи планирует, что в ЕСИА к этому времени должны быть зарегистрированы 35% россиян, т.е. около 50 млн человек.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Тематики: Интеграция, ПО, Регулирование

Ключевые слова: электронная подпись