«Загрузка» электронных журналов должна разгрузить учителей
Во всех школах Югры на сегодняшний день внедрены, в пилотном режиме, так называемые «электронные журналы» - новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений, инструмент для администрации и учителей. А также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой.
Как уже сообщал РИЦ «Югра», о процессе «привыкания» педагогов к новшеству шла речь на недавнем заседании общественного совета по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 и на период 2030 года.
Директор ведомства Любовь Ковешникова напомнила участникам обсуждения, что по итогам конкурсного отбора министерства связи и массовых коммуникаций РФ Югра вошла в число 36-ти пилотных регионов, получивших федеральную субсидию на реализацию проекта по созданию регионального сегмента федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным и дополнительным программам. В настоящее время ведется его наполнение, сегмент установлен во всех образовательных организациях автономного округа, его ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на октябрь 2016 года.
Перевод школ на электронные классные журналы является частью этого регионального сегмента. Сегодня им пользуются все образовательные организации округа. Это позволяет предоставлять информацию о текущей успеваемости учащегося в электронном виде, как через сайт учебного заведения, так и через личный кабинет пользователя портала государственных муниципальных услуг. По словам Любови Ковешниковой, в прошлом году эта услуга была самой востребованной у югорчан.
Отметим, что в основе разработки электронного классного журнала лежала идея сохранения знакомого каждому педагогу внешнего вида журнала, который и стал образцом внешнего вида системы. Интуитивно понятный интерфейс позволяет учителям с легкостью освоить нововведение, а главное — затрачивать минимум времени на заполнение, и даже экономить время и силы на составлении регулярной отчетности.
Преимущества электронного журнала, как говорится, налицо. Помимо курса на модернизацию образования, в том числе и в отношении использования информационных технологий в школе, озвученного президентом РФ, есть ряд и других неоспоримых достоинств.
Электронный журнал доступен в любом месте, где есть интернет, и за ним не надо, например, «стоять в очереди», как это часто бывает в школах, когда учителя и администрация подолгу не могут передать друг другу классный журнал для заполнения четвертных оценок, или аналитической работы по итогам учебных периодов. «Информационная система работает в двух вариантах: через общее школьную локальную сеть (в 20 муниципальных образованиях), через единые муниципальные информационные ресурсы в Сургуте и Мегион», - отметила директор департамента образования и молодежной политики.
При этом подчеркнем, информация предоставляется администрации, учителям, родителям и ученикам в строгом соответствии с их правами.
Одной из задач разработчиков электронного журнала являлось создание системы, способной облегчить работу педагогов по формированию отчетов. И действительно, в системе отображается полная статистика и представлены все необходимые расчетные показатели, отчеты, которые заполнялись вручную, электронный журнал создает автоматически. Присутствуют здесь также динамическое обновление данных об успеваемости, представление динамики на графиках.
Что еще? Администрация образовательного учреждения контролирует заполняемость журнала и видит полную картину успеваемости в любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику.
Родители видят оценки своих детей и полученные замечания в день их выставления, они всегда в курсе заданного домашнего задания, тем пропущенных уроков.
На заседании общественного совета по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 и на период 2030 года были озвучены мнения как педагогов, так и родителей.
«Сначала большинство педагогов были противниками электронного журнала. Как всякое новое дело, его внедрение шло с трудом. Сейчас его плюсы налицо. Действительно, работать с электронным журналом намного проще: один раз в году загрузили планирование, каждый день тема урока определяется. Оценки выставили, домашнее задание записали. Вся работа занимает одну минуту на каждом уроке. Уменьшилось время и на выставление оценок за четверть, они формируются автоматически. Мне больше нравится работать с электронным журналом», - поделилась мнением учитель русского языка и литературы средней школы № 3 Ханты-Мансийска Мария Осипова.
«Я рада, что есть такая доступная форма контроля над своими детьми. В любое время через мобильное приложение я могу получить информацию о том, как они учатся», - сказала Светлана Муратова, мама учащихся средней школы № 3 окружной столицы.
Но было бы не вполне честно сказать, что внедрение электронного журнала во всех школах Югры проходит «без сучка, без задоринки». Проведенный по поручению губернатора Югры мониторинг показал, что сегодня не везде ведение электронного школьного журнала снимает бюрократическую нагрузку на учителей. Некоторым приходится дополнительно дублировать работу на бумажных носителях. Также много времени занимает формирование многочисленных отчетов, информация в которых порой повторяется.
Отметим, что в ходе прямого разговора губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой с югорчанами в эфире телеканала «Югра», главу региона спросили, как будет развиваться в дальнейшем внедрение электронного документооборота в школах? Ведь, согласно результатам экспертного опроса учителей одиннадцати муниципальных образований автономного округа, всего шесть человек из тридцати считают, что бумажная нагрузка на них снизилась. Да, подавляющая часть опрошенных педагогов ответила, что электронные журналы, дневники очень удобны, упоминала автоматический подсчет статистики и возможность легко исправить ошибку. Но в то же время система пока «пробуксовывает» - хотя бы потому, что у части родителей просто-напросто нет доступа в Интернет. Или желания им пользоваться. Соответственно, учителя вынуждены вести как электронный документооборот, так и, по старинке, на бумажных носителях.
«Педагоги заявляют о необходимости изменить существующие и разработать новые формы шаблонов отчетов. Мы подтверждаем, что в этом есть необходимая потребность. Сегодня проходит процедуру согласования проект плана мероприятий по исключению излишней отчетности», - сказала Любовь Ковешникова на заседании общественного совета по реализации стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 и на период 2030 года.
Губернатор Югры Наталья Комарова потребовала максимально ускорить эту работу.
Сейчас электронные дневники школьников в Югре уже получили достаточное распространение, и, как планируется, к началу нового учебного года родители всех югорских школьников смогут войти в личный кабинет на сайте, и просмотреть успеваемость своего чада.
Внедрение системы электронных дневников в школах Югры началось несколько лет назад. Например, еще в 2012 году Ханты-Мансийская школа № 5 стала экспериментальной площадкой для реализации пилотного инновационного проекта «Smile. Школьная карта». Запущенные модули «Электронный журнал» и «Вход-выход» и другие позволили родителям через «Личный кабинет» на сайте школы получать информацию о нахождении ребенка в школе, его учебных достижениях, расписании уроков, пройденных темах, домашнем задании.
К концу 2015 года уже более 270 школ Югры вполне освоили электронный дневник.
Поскольку и в этой системе обнаруживались свои «подводные камни», - в частности, неосведомленность самих родителей, - вопрос внедрения электронных дневников обсуждался на заседаниях совета по развитию информационного общества. И глава региона указывала членам правительства на недопустимость таких ситуаций, когда принятые решения являются неизвестными для граждан.
В своем декабрьском ежегодном Обращении к жителям автономного округа, представителям общественности и депутатам окружной думы губернатор Югры Наталья Комарова говорила, как и о внедрении электронного документооборота в образовательных учреждениях, так и о рисках лишней нагрузки для педагогов.
«Еще одна технологическая новация – электронные школьные дневники, которые с 2016 года заработают во всех школах Югры. Родители смогут узнавать об оценках своих детей в режиме онлайн, по электронной почте или с использованием СМС. В тоже время педагоги будут избавлены от лишней отчетности. Так задумано. На практике, уже сейчас, в тестовый период, учителя рассказывают о том, что бумажная нагрузка не снизилась, а в ряде случаев увеличилась. В некоторых школах к системе подключены лишь несколько компьютеров, к которым выстраивается очередь из учителей, перед этим сделавших запись по старинке – мартышкин труд. Поручаю проверить эту систему во всех школах. Учитель – это специалист высокой категории. Мы уже договорились об этом на августовском съезде. Призвание учителя – писать и читать в сердцах и умах детей, а не заниматься сведением канцелярских донесений начальству», - в частности говорила Наталья Комарова.
Причины, тормозящие процесс внедрения электронных журналов и дневников школьника, должны не только обсуждаться, но и максимально быстро устраняться. Так, на наш взгляд, следует в первую очередь рассматривать поручение главы региона всем профильным ведомствам максимально ускорить работу по приведению системы в рабочий цивилизованный порядок.
Отсутствие «мировой паутины», например, не вполне веско и аргументированно звучит для Югры, где скоростной Интернет по технологии 4-Джи представлен в почти в ста населенных пунктах региона, почти половина из которых относится к труднодоступным! Всего по Югре за последние пять лет число населенных пунктов, где есть качественный интернет, выросло почти на 70%, тарифы при этом снизились на 80%. И работа эта в автономном округе продолжается.
Не вызывает никаких сомнений, что электронный журнал и электронный дневник школьника придут в каждую школу и станут новым стандартом информатизации в ближайшем будущем. Причем, в масштабах страны.
Тематики: Интеграция, ПО
Ключевые слова: электронный документооборот